Cлавянские Боги

mg_5514-1mg_5515-2mg_5516-3mg_5518-4mg_5519-5mg_5523-9mg_5528-14mg_5529-15mg_5530-16mg_5531-17mg_5532-18mg_5951-47mg_5952-48mg_5954-50mg_6000-95mg_7041-84mg_7042-85mg_7043-86mg_7091-1712345678910111213141516

Скульптура Славянские Боги

Характеристики:

  • Материал: дуб, корень ёлки крашенный
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 370 см. ширина 180 см. глубина 160 см.

Статус: На заказ

от 2 750 000 ₽


Историческая справка

О культе славянских богов нам, людям XXI века, известно, прежде всего, их двух источников: археологических находок и поздних летописей, которые начали составляться уже после принятия Русью христианства в 988 году.

Археологи, исследуя древнеславянские памятники, находят места алтарей с вырезанными из дерева фигурами верховных богов: Перуна, Сварога, Даждьбога. Дерево сохраняется плохо, но найти сведения о жертвенных столбах можно в письменных источниках.

Какие славянские боги удостаивались чести быть увековеченными в истории? Какие ритуалы были свойственны нашим предкам?

Во второй половине I тысячелетия новой эры верховным богом, скорее всего, являлся Перун, общеславянское божество грома и молний. Почитали славяне-земледельцы богов Солнца — Даждьбога и Хорса, Велеса — покровителя скота, Стрибога — бога ветра.

Летописи рассказывают о Роде и Рожаницах, берегинях, ведунах и упырях, о ритуальных жертвоприношениях и пирах на святилищах. Языческие верования славян гораздо глубже и богаче, чем это принято представлять. За подтверждением обратимся к источникам.

Збручский идол

Самым известным каменным изваянием, обнаруженным на берегу Днестра, является Збручский идол высотой 2 м 70 см.

На каждой из четырех граней идола вырезаны плоскостные изображения мужского или женского божества, соединенные сверху общей шапкой. Ученые полагают, что это четыре верховных славянских бога:

  • на главной лицевой стороне богиня плодородия Макошь с рогом изобилия в руках;
  • по левую сторону от нее бог-воин с саблей и конем, видимо, Перун;
  • справа от Макоши фигура богини Лады, покровительницы браков, с кольцом в руках;
  • на тыльной грани мужское божество без отличительных знаков, предположительно, Сварог.

Средняя часть Збручского идола изображает Землю с мужскими и женскими фигурами, в нижнем ярусе — подземное царство в виде усатых мужчин, поддерживающих Землю. Так славяне видели устройство мира.

Боги выспренные, земные, подземные и водные

Согласно сведениям, взятым из письменных и археологических источников, славянский языческий мир можно условно представить таким образом:

Выспренные боги

  • громовержец Перун;
  • бог небесного огня — Сварог;
  • изначальный Род и дочери его Рожаницы;
  • символ покоя — Златая Баба;
  • живой свет — всегда юный Святовид;
  • родоначальный огонь — Знич;
  • доброе начало — Белбог;
  • бог летнего солнца — Даждьбог;
  • покровитель ратных людей — Коляда;
  • бог войны — Лед;
  • покровительница брака и любви — Лада.

Земные боги:

  • богиня земли — Триглава;
  • богиня плодородия — Макошь;
  • покровитель скота — Велес;
  • бог очищения — Купало;
  • богиня охоты — Зевана.

Подземные боги:

  • бог мщения — Чернобог;
  • колдунья — Баба Яга;
  • богиня сна — Кикимора.

Водные божества:

  • царь морской;
  • чудо морское;
  • русалки.

Сварог и Симаргл

Сварог (его имя переводится с ассирийского языка как «ходящий по небу») — владыка Вселенной, прародитель славянских богов и богинь. В славянских мифах Сварог олицетворял озаренное мирными солнечными лучами Небо, считался отцом Огня и Солнца. Все остальные боги славян произошли от него, поэтому они — Сварожичи.

Законной супругой Сварога была красавица Лада, родившая Верховному богу чудесных детей:

  • Громовержца Перуна;
  • Лёлю — богиню весны;
  • Живу — богиню лета;
  • Морену — богиню зимы;
  • Леля — бога страсти;
  • Полеля — бога осени и поздней любви.

Остальные Сварожичи родились из искр от удара молота Сварога о священный камень Алатырь. Славяне верили, что Сварог, хорошо знающий кузнечное дело, подарил людям соху и плуг, секиру и меч, а еще — серебряную чашу для приготовления ритуального напитка из меда — сурицу.

Симаргл (крылатый пес) — мифологическое существо низшего порядка, но играющее важную роль в славянских земледельческих верованиях. Как и другие боги, Симаргл — сын Сварога. Священного пса, охраняющего семена и посевы, а также танцующих вокруг полей собак часто изображали на бытовых предметах и украшениях: глиняной посуде, бронзовых и серебряных браслетах и подвесках.

Важная роль Симаргла объясняется обилием посевов, которые приходилось охранять от диких коз, косулей, серн. Пес олицетворяет «вооруженное добро»: при мирном характере занятий Симаргл имеет длинные когти и острые зубы, а еще — крылья. Иногда Симаргл изображался в виде огненной птицы Рарог — сокола, знак которого использовали славянские воины в битве с врагами.

Раз в год 14 апреля славяне праздновали День Симаргла, считая, что своим священным огнем он сжигает последний снег. Позднее Симаргл получил имя Переплут. Считается, что он тесно связан с культом русалок.

Велес и Даждьбог

Летописи едины в своем мнении: Велес являлся защитником и покровителем скота, символом богатства и плодовитости. Каменные идолы Велеса помещались на святилища близ городов. Достоверно известно о двух таких местах: близ Киева и под Ростовым Великим. На гербе старинного города Волосово в Ленинградской области изображен облик золотого Велеса. Жившие на этом месте племена поклонялись богу скота как одному из верховных божеств славянского пантеона.

Каждый год 24 февраля славяне отмечали День Велеса, изображая его с котом на плече. «Пришел Влас — скоро весна у нас». Кот ловил мышей, портящих остатки запасенных на долгую зиму кормов для скота. В этот день крестьяне пекли хлеба и варили молочную кашу, угощали коров, чтобы задобрить Велеса и запастись его хорошим расположением на весь летний сезон. Хозяйки готовили также булочки в форме копытец и раздаривали своим соседям в знак дружбы. Коров старались всячески обласкать, называя Власьевнами.

Даждьбог — сын Сварога, бог солнца. В «Слове о полку Игореве» русский народ именуется «внуками Даждьбога». Покровитель света и огня, Даждьбог почитался на Руси еще и как защитник свадеб и молодоженов, наставник юношей. Князь Владимир поместил статую Даждьбога на священный холм рядом с фигурами Перуна, Хорса, Стрибога.

Почитался Даждьбог как бог дневного света, покровитель всех растений и животных. Основатели Киева Кий, Щек и Хорив считаются внуками Даждьбога и богини Живы.

Макошь и Лада

Макошь — одно из самых загадочных женских божеств славянской мифологии. Источники повествуют о Макоши всегда кратко и часто противоречиво. Почиталась Макошь как богиня плодородия и материнства исключительно у восточных славян. Девушки обращались к ней с молитвами, начиная сложное рукоделие, занимаясь прядением.

Почиталась Макошь и как богиня магии, в руках которой находились священные нити — судьбы людей. Макошь оберегала родники и колодцы; по поверьям, могла помочь женщине приворожить жениха или, напротив, расстроить чью-то свадьбу. Славяне полагали, что Макошь благожелательно относится только к трудолюбивым честным людям.

Лада — красавица, покровительница Весны, любви и счастливых браков. Молодые пары перед свадьбой приносили к алтарям Лады живые цветы, ягоды, плоды и мед — дары природы. Летописи рассказывают, что в Киеве стоял красивый деревянный храм Лады с раскрашенной статуей богини в венке из роз. На руках у богини любви находился младенец — ее сын Лель.

30 марта славяне праздновали Ладодеяние, встречу весны. Вокруг костров водили хороводы, залезали на крыши домов и, сбрасывая последний снег, призывали Весну в гости. Хозяйки выпекали булочки в форме жаворонков и раздавали их детям. Считалось, что Лада покровительствует еще и первым весенним птицам.


От автора

Апотропеическая скульптура древних славянских богов выполняет сразу три действия:

  1. Она является защитой сразу на все три стороны света
  2. Выполняет роль украшения пространства
  3. Является ритуальным объектом вокруг которого происходят действия праздников и кому преподносят подношения.

Скульптура выполнена из дуба и сверху пропитана и окрашена краской, сверху покрыта восковым составом для защиты от осадков. В этой деревянной скульптуре отображены теологическое видение мира наших предков.

Все три мира — верхний мир богов, средний мир людей и нижний мир духов предков объединяет космическая река. В верхнем мире этой скульптуры находятся: Сварог и пес Симаргл, Макошь, Дажьбог и Лада. В среднем мире люди и под Сварогом стоит Ведун, который изображался с крыльями, т.к. он знал, как контактировать с богами. Нижний мир, мир духов предков, среди них присутствует и правит — Велес, с другой стороны, древний ящер, который вечером поедает солнце, а утром выпускает его из себя.

Данная скульптура является авторским видением скульптора, который изучив множество работ таких ученых авторов как: Рыбаков Б.А., Велецкая Н.Н., Тихомирова М.Н., Недерле Л., Аничков Е.В., Васильева М.А., Топоркова и многих других, и изучив памятники дошедшие до нас из культур наших предков, посетив множество мест, где располагались подобные скульптуры — создал серию работ связывающих современный мир и мир наших предков.
Скульптура славянских богов украшена расписными поясами. На каждой грани пояса свои сюжеты. Там присутствуют такие темы, как — танец додол, изображения солнца, луны и звезд, защитницы урожаев — танцующие собаки, призывы дождя и солнца для урожая. Нижний пояс украшен орнаментом катящегося солнца. Данный тип скульптуры был присущ оседлым славянам, у кочевых были другие образы и скульптуры, над которыми скульптор продолжает работать.


Источники:

  1. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., Наука, 1982.
  2. Словарь всемирной мифологии. «Братья славяне», Н. Новгород, 1997.
  3. Мифы древних славян. Саратов, «Надежда», 1993.
  4. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  5. Мифология. Ч.2. Саратов, СГУ, 1995.