Саркофаг


Скульптура Саркофаг

  • Материал: композит, черный металл
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 158 см. ширина 221 см. глубина 82 см.

Саркофаг (от др.-греч. «плотоядный») — массивная гробница из камня, дерева и других материалов, нередко с украшениями и росписью.
«Саркофаг Человечества» — часть общей скульптурно-философской композиции, состоящей из пяти предметов.
Каждая сторона саркофага содержит изображения революций, общественных конфликтов, противостояний разных групп людей. Толпа революционеров, их лозунги, скрытые масками лица против безликих противников со щитами. История показывает, что революции — это кровавые события, жертвами которых становятся и обе стороны, и всё человечество в конечном итоге.
Крышка саркофага — это плита с изображением государственных флагов разных стран мира.


«Изготовят тебе саркофаг из чистого

золота, а изголовье из лазурита".

«История Синухета»


Древнейшее прошлое человечества полно тайн и загадок. Археологи, исследуя древние памятники, дарят миру подчас удивительные открытия. Одним из таких открытий стал саркофаг.


Саркофаг — это не просто красивая гробница, это место упокоения человека, готового возродиться для новой жизни. Саркофаги были известны у этрусков и греков, карфагенян и финикийцев, римлян и жителей Византии, китайцев и русичей. Но самое широкое распространение саркофаги получили в Древнем Египте. Мумии фараонов помещали в деревянные гробы, а гробы — в богато украшенные росписями и резьбой каменные саркофаги. Каждый саркофаг — информативный исторический источник и в то же время великолепное произведение искусства.

Хранители тел

Главное предназначение саркофага — сохранить тело до определенного момента. С греческого языка слово «саркофаг» дословно переводится как «поедающий плоть камень». Почему такое название? Ученые выяснили, что самые ранние саркофаги специально изготавливали из малоазийского известняка, потому что, как считали древние жители нашей планеты, эта порода способна поглощать человеческую плоть.


По верованиям египтян, человек состоял из шести элементов:

— «Сах» — физического тела;

— «Ка» и «Ба» — сияния и тени;

— «Ах» и «Шуит» — до сих пор загадочных частей;

— «Рен» — имени умершего.


Когда «Ба» покидал тело, человек умирал, а когда «Ба» возвращался, как верили древние египтяне, — человек оживал. Вот для того, чтобы «тени» было куда возвращаться, придумали мумифицировать тела и помещать их в красивые саркофаги — временные пристанища. А кроме тела в саркофаг помещались предметы, необходимые для жизни человека в его новом воплощении: посуда, орудия труда, украшения.


Существовал сложный ритуал мумифицирования, требующий профессионального подхода. После длительной подготовки мумия помещалась в саркофаг, состоящий из нескольких частей, а саркофаг — в гробницу.


Саркофаги выполнялись из разных материалов. Например, в гробнице фараона Тутанхамона один из трех его саркофагов был изготовлен из желтого кварцита и был накрыт крышкой из розового гранита. А знаменитый этрусский саркофаг со скульптурным портретом семейной пары выполнен из терракоты (необожженной глины).


Начиная со Среднего Царства, саркофаги могли позволить себе не только фараоны, но и представители знати, о чем свидетельствуют надписи в гробницах, расписывающие загробную жизнь для всех жителей Египта.

Этрусские саркофаги

Загадочный народ этруски стоял у колыбели римской цивилизации. Расселившись по территории Апеннинского полуострова в I тысячелетии до н.э., этруски создали много прекрасных городов. Некрополи этрусков представляют собой настоящие произведения искусства и украшены часто богаче древнеегипетских.


Саркофаги этрусков, обнаруженные археологами, повторяли форму тела покойного (позже этот обычай будут использовать римляне и православные христиане). Этруски изготавливали саркофаги из разных пород камня, глины, алебастра, из дерева, и помещали их в некрополи.


Самый знаменитый саркофаг, принадлежащий этрускам и датированный VI в. до н.э., находится в Римском Национальном музее этрусского искусства и носит название «Саркофаг супругов». Крышка представляет собой стилизованное ложе с рельефным изображением супружеской пары, наслаждающейся вкусными лакомствами в загробном мире. В скульптурных изваяниях из полихромной терракоты можно рассмотреть традиционные украшения и одежду.

Римские саркофаги

Римляне много заимствовали из других культур, немало они переняли и у этрусков. Саркофаги в Риме изготавливали богаче, чем у этрусков, живших на тысячу лет раньше, но с похожими формами и декором. В качестве сюжетов использовались греческие и римские мифы, реальные исторические события.


Саркофаги особенно распространились с уходом в прошлое обычая сжигать тела умерших. Римляне, как и греки, делали саркофаги в форме прямоугольного ящика с богато украшенными передними и боковыми панелями. Крышка традиционно делалась в форме римского ложа триклиния со скульптурными портретами усопших.


Римские саркофаги отличаются богатством материала. Так, саркофаг Фридриха II, императора Священной Римской империи (XIII век), изготовлен из пурпурного минерала порфира. От этой горной породы пошло именование высокопоставленных сановников Византии порфирородными, или багрянородными.


Многие саркофаги в Риме были выполнены из разных сортов мрамора, минерала благородного, красивого и выносливого. Украшением стенок римских саркофагов служили рельефные изображения батальных сцен и портреты известных государственных деятелей, часто заключенные в медальоны или стилизованные раковины.


Поверхность саркофагов раскрашивалась и покрывалась золотом, но эти декоры не дошли до нашего времени и известны почти исключительно по письменным источникам. В эпоху Средневековья римские саркофаги использовались вторично, и что особенно удивляет — христиан укладывали в мраморные гробы, расписанные языческими сюжетами.

Раннехристианские саркофаги

Начиная с IV века новой эры, появляются саркофаги с рельефными картинами по библейским сюжетам, часто с изображением Христа, эти саркофаги называют раннехристианскими. Они отличаются от поздних тем, что на них встречаются языческие герои.


Один из таких саркофагов принадлежал знатному римлянину Юнию Бассу, захороненному в базилике Святого Петра. Стенки мраморного саркофага декорированы сценами из Ветхого и Нового Завета, отделенными друг от друга классическими греческими колоннами. Присутствует на рельефах и изображение Иисуса Христа, причем исключительно до его казни и распятия. В работе мастера, выполнившего картины, четко просматривается влияние римских традиций на раннехристианское искусство.


Роскошные произведения искусства — порфирные саркофаги с прахом матери и дочери византийского императора Константина Багрянородного. Мать императора Елена почитается христианской церковью как Елена Равноапостольская. Саркофаги с рельефными картинами побед римлян над варварами выставлены в Музее Ватикана.

Рака — одна из форм христианских саркофагов

В Средневековой Руси были распространены саркофаги из разных пород белого камня, изготавливались они для представителей знати: князей, бояр и богатых купцов. Русские саркофаги повторяют форму человеческого тела и называются антропоморфными. В каменную гробницу вкладывался деревянный гроб, и все сооружение помещалось в фамильный склеп. Подобные саркофаги находят при исследовании соборов на территории Владимиро-Суздальской и Московской Руси.


В саркофагах хоронили представителей светского общества, а для сохранения мощей святых до дней Страшного Суда использовали раки (слово переводится с греческого как «ковчег»). Православные христиане хранят мощи святых в раках — каменных ящиках, помещаемых в подземелья монастырей или храмов. Часто раки богато украшались инкрустацией, резьбой, драгоценными камнями и металлами. Самые известные раки в России принадлежат Сергию Радонежскому (в Троице-Сергиевой Лавре), Александру Невскому (в Эрмитаже) и Дмитрию Солунскому (в греческих Салониках).

Самые известные саркофаги

На побережье Средиземного моря, на территории современной Ливии в знаменитом Сидонском некрополе был обнаружен саркофаг из белого мрамора, привезенного из Греции. Считается, что роскошный саркофаг в форме греческого античного храма с рельефными изображениями битвы при Иссе был изготовлен в IV веке до н.э. для любимого садовника Александра Македонского Абдалонима. В настоящее время саркофаг украшает экспозицию Стамбульского археологического музея.


Саркофаг Карла Великого — поразительный исторический раритет. Правильное его название — саркофаг Прозерпины, т.к. его панели украшены потрясающей по красоте резьбой с изображением мифологического сюжета «Похищение Прозерпины Плутоном». Саркофаг из знаменитого карраского мрамора был выполнен мастерами-каменщиками в начале III в. н.э., а в IX веке в него положили усопшего Карла Великого, короля франков. Саркофаг так понравился Наполеону, что во время своих походов он вывез усыпальницу в Париж, правда, потом французы вернули его обратно в Ахенский собор в Кельне, где он находится и сегодня.


При раскопках финикийского города Библа в начале прошлого века археологи нашли базальтовый саркофаг с надписью о том, что в нем похоронен царь Ахирам (более о нем ничего неизвестно). Ученые до сих пор не могут точно датировать дату захоронения и называют века от XIII до VIII в. до н.э. На стенках саркофага кроме надписей четко просматривается рельефное изображение группы плачущих женщин, вручающих дары сидящему на троне властителю.


В XVII веке под Тибуртинской аркой в Риме при ремонтных работах был обнаружен мраморный саркофаг с уникальными горельефами. Изображения римлян и готов настолько точны, что могут служить прекрасным историческим источником. В центре передней стенки вырезан конный портрет знатного римлянина, поднявшего руку в прощальном жесте. Саркофаг был сделан в III в. н.э. и относится к так называемым позднеримским.


Саркофаг, принадлежащий Тамерлану и хранящийся в семейном мавзолее в Самарканде, полностью вырезан из нефрита. Рядом помещены беломраморные саркофаги с двумя любимыми женами великого монгольского военачальника. По панелям саркофагов вырезаны изречения из Корана — монголы приняли ислам в годы правления в Орде хана Узбека, в первой половине XIV века.


Интересную находку обнаружили археологи в конце XX века при исследовательских работах в Китае. В саркофаге, декорированном сценами из истории развития Великого Шелкового Пути и знаками древнейших религий, были похоронены китайский дипломат и его супруга. По форме сооруженный в VI веке н.э. саркофаг напоминает китайскую пагоду.


Следует вспомнить также о саркофаге, обнаруженном в пирамиде в Гизе и бесследно пропавшим по дороге в Англию в 1830-х годах. Считается, что корабль утонул, а роскошный саркофаг, принадлежащий жившему в XXV в. до н.э. фараону Микерину, уже почти 200 лет украшает морское дно. Подробное описание и рисунок оставил британский инженер Джон Перринг, принимавший участие в раскопках. Саркофаг Микерина был сделан из базальта в форме древнеегипетского прямоугольного храма с колоннами и декорирован богатыми рельефами с изображениями дворца фараона.

Надписи на саркофагах

С древнейших времен египтяне делали надписи с именем умершего на одной из стенок саркофага, так нам стали известны личности захороненных. Кроме того, на саркофагах вырезались слова молитв, священные знаки и символы.


Но эпоха надписей на саркофагах наступила только в период Среднего Царства, около четырех тысяч лет назад. В это время возросла популярность «демократического» бога, защитника не только фараонов, но и простых египтян — Осириса. Надписи, восхваляющие умирающего и воскресающего бога, стали часто размещаться на саркофагах вместе с его изображением. На камне выбивались заклинания, позже названные «надписями саркофагов».


Заупокойные молитвы, призывающие Осириса оживить умершего, вошли в знаменитую «Книгу мертвых». Но еще более загадочной является серия саркофагов эпохи Нового Царства, на стенки которых нанесены карты путешествий по загробному миру. Маршруты проложены к озеру, в котором, по легенде, обитает Осирис. Один из таких саркофагов выставлен в Британском музее, он принадлежал фараону Гуа, жившему в начале XVIII в. до н.э.

Новые открытия и загадки

В 2019 году рядом с Гизой в Египте исследовался очередной некрополь в пещерном храме, открытом еще в середине XIX столетия. В захоронении было найдено сразу 24 саркофага, выточенных из красивого черного асуанского гранита, отполированного до блеска. На внешних стенках — рисунки и иероглифы. Самое удивительное, что ни в одном из саркофагов не обнаружили ни мумий, ни других останков погребенных.


Еще одна интересная находка сделана на Средиземноморском египетском побережье около города Думьят. В захоронении оказалось несколько красноглиняных овальных саркофагов, относящихся к римскому времени. Рядом археологи нашли многочисленные украшения и бытовые предметы с греческими и египетскими изображениями.


Групповое захоронение обнаружили египетские археологи в Луксоре, в некрополе Эль-Ассасиф. В расписных деревянных саркофагах, сделанных в форме тела человека, находятся мумии тридцати египтян разного пола и возраста. Жили эти люди в эпоху фараонов 22-й династии, в начале I тысячелетия до н.э.


Новые находки саркофагов позволяют больше узнать о культуре и искусстве древних цивилизаций, раскрыть тайны истории.


Источники:

  1. Всемирная история. У истоков цивилизации. Бронзовый век. Москва — Минск, 1999.
  2. Гуляев В.И. Загадки погибших цивилизаций. М., 1992.
  3. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. М., 1981.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы