Алтайская личина

Алтайская личина 1Алтайская личина 2Алтайская личина 3Алтайская личина 4Алтайская личина 5Алтайская личина 6Алтайская личина 7Алтайская личина 8

Скульптура Алтайская личина

Характеристики:

  • Материал: композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 280 см. ширина 52 см. глубина 64 см.

Статус: На заказ

от 900 000 ₽


«Алтай — колыбель мира».

Древний автор


О неведомых народах «дальних северных земель», проживающих на «Алтае с золотыми горами», упоминает Геродот в «Истории» (V век до н.э.). Больше сведений о древних племенах Алтая содержится в труде китайского историка Сыма Цяня (I век до н.э.); автор сообщает много интересных фактов об их общественной жизни и религии.


Алтай в эпоху каменного века и эпохи бронзы был населен загадочными племенами, охотниками и рыболовами, позднее — скифами, сарматами и предками древних тюрков — теле и хуннами. Позже, в эпоху Средневековья, на Алтае жили уйгуры и кыргызы, кидани и джунгары. Многочисленные племена и народы оставили свой яркий след в алтайской культуре, оригинальной и неповторимой.


Святилища, ритуальные места и каменные стелы, созданные руками племен II тысячелетия до н.э., позднее становились священными памятниками других народов, как бы передавались по наследству. И в этом — значительное отличие алтайской культуры.


Одними из самых интересных археологических находок можно назвать каменные стелы с вырезанными личинами. Мастера изображали человеческое лицо с реальными чертами, но в сложных фантастических головных уборах, в окружении геометрического орнамента. Какие образы лежат в основе алтайских личин, картину чего хотел донести до потомков художник? Для решения этого вопроса отправимся в путешествие в прошлое.

Древнейшие божества алтайских народов

Распространенный на Алтае шаманизм корнями уходит в религиозные культы эпохи неолита, в языческие верования скифов и сарматов. В основе шаманизма лежат следующие понятия:

— анимизм (наделение всех существ душой);

— анимализм (изображение ритуалов, посвященных животным);

— идолопоклонство (обряды, связанные с приношением даров и жертв каменным или деревянным идолам);

— тотемизм (выделение в племени животного, дерева или растения, которому поклонялись).


Тысячу лет назад племена Алтая приносили жертвы небесным светилам, предкам, силам Земли. В центре верований находились два божества: добрый, обитающий на небесах Ульгень и злой Эрлик, владыка подземного царства.


Главным культом на протяжении веков был культ Неба, а в центре всех верований стоял Дух Алтая — ээзи.

Хозяин Алтая — дух природы

Возможно, каменные личины изображают мифического Хозяина Алтая — божество ээзи. На большей части территории Алтая ээзи считался верховным богом, покровителем всех живущих на Земле. Представлялся он чаще всего в обличии старика в белых одеждах. Считалось огромным счастьем увидеть ээзи во сне или ощутить его невидимое присутствие.


На вопрос, кто является главным богом, коренные алтайцы до сих пор отвечают «Камень, дерево, природа». Ээзи почитается особым обрядом: во время дальней дороги люди привязывают к деревьям, расположенным на горных перевалах цветные ленточки и произносят заклинание — алкыши. Рядом по традиции особым образом складываются камни (обо), а сверху раскладываются подарки духам и, конечно, Хозяину — ээзи.


Каждый род на Алтае имеет свою священную гору, часто — священный источник аржану, подходить к которому гостям края можно только в сопровождении проводника. Согласно алтайской мифологии, супруга ээзи, красивица Суу ээзи, охраняет источники, делая их целебными для хороших добрых людей.

Чемурчекские стелы

К III тысячелетию относятся группы каменных погребальных сооружений, называемых Чемурчекскими по месту нахождения — на территории Монгольского Алтая.


Внутри погребальных коридоров помещались каменные стелы с вырезанными человеческими лицами, иногда раскрашенными охрой. На стелах изображались мужчины-воины с луком в руках и в высоком шлеме. Одна из загадок каменных Чемурчекских стел — в их схожести с французскими того же периода, найденными на территории Южной Франции. В алтайских и французских стелах прослеживается преемственность художественных традиций эпохи каменного века.

Пазырыкская культура

Первое тысячелетие до нашей эры — яркий этап развития жизни на Алтае, период обитания там скифов, древних кочевников Западной Азии и Восточной Европы. Как известно, скифы были не только смелыми воинами и потомственными скотоводами, но и самобытными художниками.


Археологами исследованы сотни скифских курганов, под насыпями которых было найдено множество погребальных предметов. Пазырыкские курганы в Республике Алтай раскрыли часть тайны о жизни алтайских народов, относящейся к V веку до н.э.


Скифо-сибирская культура подарила миру великолепные украшения с изображениями реальных и фантастических животных и людей. Известны и скифские каменные стелы с рисунками человеческих лиц, так называемыми «личинами». Чаще всего личина снабжена высоким традиционным скифским головным убором и декорирована геометрическими фигурами. Островерхий головной убор с широкими наплечниками скифы изготавливали из войлока или кожи на войлочной подкладке.


Как правило, стелы представляют собой погребальные памятники, установленные на курганах, и являются довольно информативным источником для изучения древнейшей культуры Алтая.

Кезер таш, или каменные изваяния тюрков

Первый Тюркский каганат был образован в VI веке, в ту эпоху древние тюрки расселились по всей территории Алтая и создали уникальную культуру, известную нам, прежде всего, из исследований богатых курганов.


На курганах или на капищах водружались каменные изваяния — кезер таш, или каменные бабы. Мастера, вырезавшие изображения на камне, старались передать особенности черт, присущих племенам Алтая в тот далекий период.


Тюрки верили, что шаман может спрятать душу умершего в каменную статую и старались создавать посмертные памятники для всех погибших воинов. Именно воинам посвящались кезер таши, на них всегда выполнялось изображение усатого скуластого мужчины с раскосыми глазами. Личина дополнялась украшениями (гривной — нагрудным обручем из переплетенной проволоки, серьгами) и оружием (кинжалом или саблей).


На изваянии могли помещаться воинские отличия умершего — стилизованные поясные бляхи, количество которых говорило о знатности и заслугах воина. Всего на Алтае обнаружено около тридцати каменных изваяний с древними личинами.

Загадки Алтая

Богатство Алтая — в его насыщенной событиями истории. Кроме каменных личин, наскальных росписей и курганных находок, Алтай славится до сих пор неразгаданными геоглифами (рисунками на камне, которые читаются только с высоты птичьего полета), петроглифами на Алтайском Стоундхедже в Чуйской степи, мумифицированными захоронениями.


Великий русский художник Николай Рерих сравнил Алтай с гигантским котлом, в котором рождались и погибали, приходя на смену друг другу, сотни народов и племен. Земледельческие и духовные центры Средней и Южной Азии, лесные, степные и горные племена оставили после себя уникальную культуру, до сих пор хранящую свои тайны.


Личины с Алтая, какими бы народами они ни были созданы, — это вопрошающий и оценивающий взгляд из далекого прошлого на жизнь людей XXI столетия: «Кто вы? Какие вы? Помните ли вы свою историю?»


Источники:

  1. Археологический словарь. М., «Прогресс», 1990.
  2. Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Л., Наука, 1967.
  3. Ковалев А.А. Чемурчекский культурный феномен //Западная и Южная Сибирь в древности. Барнаул, 2008.
  4. Рерих Н.К. Алтай — Гималаи (Мысли на коне и в шатре). Улан-Батор, 1927.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора