Евпатий Коловрат (1200 — 1238) — русский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского эпоса XIII века времен нашествия Батыя, вошедшего в некоторые поздние летописные своды и сборники. Сражаясь с татарами вместе с «храбрами» (сподвижниками) Е.К. прославился силой, отвагой и патриотизмом. Убит в бою.
Образ известного воеводы представлен весьма неоднозначно. Здесь важен не столько героический аспект его легендарной личности, былинная идеальная сущность богатыря, сколько человеческая интонация в ее вневременном звучании. Поэтому в атрибутах — лаконичном табурете, массивной секире, онучах, внушительном кресте на простой веревке, этнографический историзм уступает место ассоциативно-знаковой символике широко обобщенного значения. Задумчивость сидящего в расслабленной позе Коловрата продиктована желанием автора предпочесть стереотипу удалого бойца приобщение к сложным внутренним переживаниям уже немолодого героя. Однако в позе Коловрата нет абсолютного созерцательного покоя. Благодаря действию внутренних осей — наклона секиры, поддержанного линией согнутой ноги, растянутой диагонали противоположной ноги и откинутой руки, образ словно набирается внутренней потенциальной динамики, созревая, готовясь к действию медленно, но неизбежно. Отнюдь не атлетическое сложение богатыря позволяет подтвердить прочную дистанцию между мифологизированным представлением и действительностью, одновременно сообщая образу национальный колорит. И здесь нет даже отголоска тех перипетий, что вставали на пути русских ваятелей начала XIX века, пытавшихся соединить классическую скульптуру, с ее особыми законами, и национальные сюжеты. Безусловная оглядка на весь опыт отечественной скульптуры позволяет автору не только естественно встраиваться в традицию, но и выражать интенции нового времени.
Богатыри русские — это истинно народные герои России, их подвиги — примеры мужества, храбрости, любви к Родине. Евпатий Коловрат, известный нам по народным сказаниям, занимает особое место в русском фольклоре среди таких прославленных богатырей как Никита Кожемяка, Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
В «Повести о разорении Рязани Батыем», основанной на народных преданиях и сохранившейся только в позднем варианте XVI века, изложена жизнь богатыря, описан его подвиг. Автором повести историки считают летописца Евстафия из Зарайска.
Большинство исследователей полагает, что Евпатий Коловрат не поздняя выдумка, а реальная историческая личность, любимый и воспетый народом богатырь. На рязанской земле мужественному защитнику Руси от монголов поставлено три памятника:
— в поселке Шилово, на месте Урсовского городка, где родился Коловрат;
— в деревне Фролово рядом с Шилово;
— в центре Рязани рядом с Кремлем — конный памятник на красном гранитном постаменте.
Прозвище богатыря — Коловрат — означает старинный русский самострел наподобие западного арбалета и вполне подходит образу героя. По древней легенде, в день Евпатия Коловрата, 24 августа, на место гибели героя выходит красивый белый конь и ищет своего хозяина.
Родился Коловрат, согласно сказанию, в 1200 году в Урсовском городке недалеко от Рязани. По происхождению Евпатий Коловрат из знатного боярского рода, служил при дворе рязанского князя Юрия.
Прослышав о приближении монгольского войска к Рязани в ноябре 1237 года, князь Юрий отправил послов к черниговскому князю с просьбой о помощи — «вместе с ворогом бороться будем». Боярин Евпатий Коловрат был одним из посланников.
Пока послы были в Чернигове, на Рязань напало войско Батыя. Против нескольких сотен русских воинов выступило несколько тысяч монголов. Юрий устроил битву в поле, желая сохранить Рязань от разрушения, но, как сообщает летопись, «полегли в том поле все витязи рязанские вместе с князьями пронскими, коломенскими и муромскими».
Монголы жестоко расправились с мирными жителями, сожгли город и отправились к Суздалю. На месте Рязани остались стоять только каменные храмы.
Находясь в Чернигове, услышал Евпатий Коловрат о страшной беде, обрушившейся на Рязань, и поклялся отомстить за своих земляков. Возглавив войско из тысячи семисот человек, боярин устремился вслед за Батыем. Смелому полководцу удалось догнать врагов на Суздальской земле, напасть на задние вражеские полки и даже одержать временную победу.
Завидев рязанцев, монголы решили, что это мертвецы восстали, чтобы наказать врагов за жестокость, в их рядах наступило смятение. Евпатий Коловрат избрал единственно верную в данных условиях тактику: нападение в темноте или под покровом тумана — «и бил их Евпатий так нещадно, что мечи тупились…». Из леса выскакивали всадники, нападали на монголов и снова прятались в густой чаще. Говоря современным языком, полк воеводы Евпатия Коловрата был по характеру партизанским.
Ордынское войско, напуганное сражениями «с призраками», стало терять воинов и готово было пуститься в бегство. Об опасном для монголов положении узнал Батый и отправил подмогу из лучших батыров. Армия Евпатия Коловрата была окружена, но, как ни старались монголы, захватить в плен русского богатыря им не удалось. В легенде рассказывается, что осилить отважных русских воинов монголы смогли, только применив камнеметательные машины — катапульты.
Как пишет Н. Карамзин, опираясь на «Повесть о разорении Рязани Батыем», «горсть великодушных не смогла перебить рать бесчисленную». Евпатий Коловрат и верные ему дружинники, положив на поле боя сотни ненавистных врагов, включая темника Хостоврула, зятя Батыя, сложили свои головы за родное Отечество.
Батый, потрясенный мужеством маленькой армии мстителей, повелел сохранить жизнь шестерым оставшимся в живых смельчакам и разрешил достойно предать земле тело отважного богатыря Евпатия Коловрата.
11 января 1238 года, спустя три дня после гибели, Евпатий Коловрат по одной из легенд был похоронен в Рязанском соборе спасшимися дружинниками. Другая легенда утверждает, что воины не донесли тело Евпатия до сожженной Рязани, а захоронили в деревне Исады под вековыми дубами, где сегодня герою поставлен деревянный крест.
Всего более двадцати сел Рязанской и Владимирской областей претендуют на то, что место захоронения былинного богатыря находится именно на их территории. И через восемь веков после подвига русские люди помнят и чтут память Евпатия Коловрата.
Былинному богатырю посвящено огромное количество трогательных стихов и романов, воспевающих его несравненный подвиг и безграничное мужество. Среди авторов — Николай Языков, Сергей Есенин, Лев Мей.
На старинной гравюре перед зрителем предстает русский богатырь в кольчуге, шлеме, с мечом в руке, на коне — настоящий защитник земли русской.
В начале Великой Отечественной войны Евпатий Коловрат стал одним из тех образов, которые вдохновляли на бой, заставляли вспоминать о верности Отчизне. Три значимых произведения о русском богатыре было создано в 1941—1942 годах:
— «Слово о Евпатии Коловрате» Сергея Маркова;
— «Евпатий Неистовый» Василия Яна;
— «Евпатий Коловрат» Василия Ряховского.
В XXI веке, возвращаясь к русским корням, композиторы сочинили героические песни о Коловрате, художники написали картины, режиссеры сняли фильмы, один из которых, «Легенда о Коловрате», вышел на экраны в 2017 году.
Яркий портрет Евпатия Коловрата создал Андрей Шишкин в 2007 году: на полотне изображен могучий русский богатырь в момент битвы с монголами. Другой современный художник, Владимир Кириллов, увидел Евпатия Коловрата уставшим, умудренным опытом человеком, в лице которого отразились одновременно мужество, внутренняя сила и непримиримость к врагу.
Память о рязанском воеводе живет в сердцах россиян, умеющих ценить истинных героев родной земли. Образ Евпатия Коловрата — это символ Руси, мужественной, мощной, умеющей противостоять врагам.