Мужской портрет

Мужской портрет, крупный планМужской портрет, крупный лицаМужской портрет, крупный план слеваМужской портрет, крупный план справаМужской портрет, крупный план спереди

Характеристики памятника портрет мужчины:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 80 см. ширина 79 см. глубина 29 см.

У статуи нет языка — он ей и не нужен.

Ральф Уолдо Эмерсон, мыслитель

Портрет — зафиксированное изображение реального человека — в художественных произведениях, таких как изобразительное искусство, скульптура, художественная фотография перестает быть простым отражением узнаваемых черт. В портрете, выполненном талантливым мастером, в меньшей степени имеет значение фотографическая точность отражения конкретной личности. В нем ценно то, что вместе с внешним обликом выражен духовный мир человека, а в деталях изображения узнается определённая эпоха, в которой он жил.

Скульптурный портрет «разговаривает» со зрителем языком пластической формы. Выразительные линии трехмерного объёма передают вместе с внешним сходством — характер человека, его сложную и уникальную натуру, душевное состояние.

Скульптурный портрет: эстетика, память, идеология, украшение интерьеров

Портретные скульптуры создавались с древних времен, и всегда они служили не только эстетическим задачам. Например, в Римской империи в судебных заседаниях портрет императора обозначал его присутствие.

Парадные портреты правителей и чиновников выполнялись для публичных помещений — дворцов властителей, учреждений. Их основной целью было воздействие на большое число посетителей, возвеличивание монарха и в конечном итоге — идеологическое воздействие. Главными особенностями парадных портретов были величавая осанка и улучшенные черты лица, иногда в ущерб внешнему сходству.

С формированием семейного быта и ростом интереса к личности портрет стал частью интерьера состоятельных обывателей. Он создавался в гармонической связи с архитектурой, мебелью, утварью, привычками и костюмами самих обитателей жилища.

В императорских и княжеских дворцах под собрание портретов отводили специальные залы — в одних размещали скульптуры, в других вывешивали по стенам изображения знатных особ, достойнейших предков, полководцев. Яркие примеры таких коллекций представлены в Зимнем дворце: Парадная лестница Нового Эрмитажа и Военная галерея.

Сходство в портрете — внешнее узнавание или внутренняя глубина?

Теоретик портрета Н. Шнайдер называл портретные образы продуктами компромиссов, результатами договоренности между эстетикой и условиями заказчика.

Не всегда прямая внешняя одинаковость человека и его двойника на портрете является художественным сходством. Точное воспроизведение всех черт внешности имеет мало общего с истинным искусством. Сходство внешнее ценно как исторический факт, как семейный раритет, похожесть внутренняя — категория эстетическая.

Мастер-портретист не заинтересован в точном, буквальном сходстве. Он отказывается от ряда достоверных черт для получения эмоционального тождества. Талантливо исполненный портрет не только воспроизводит все отличительные особенности внешнего обличья, но и передает индивидуальный характер.

Чем мощнее художественное обаяние портрета, тем меньше зрители сличают изображение с оригиналом и больше верят в то, что человек, с которого написан портрет, был именно таким. В итоге в художественном образе мастер обобщает: он выбирает из реальности те признаки, которые помогут ему точно передать внутреннюю суть изображаемого человека.

Эпоха, ее идеал, личность творца влияют на портрет

Уникальность изображения личности на портрете состоит в том, что мастером фиксируются особенности времени, стиля эпохи. Когда портрет очень точно отражает характер и внутреннюю суть человека, его принадлежность к определенной социальной группе, он становится портретом-типом, то есть выражает черты определенной группы людей. А многочисленная галерея типических портретов, созданных в один временнóй период, становится содержательным мозаичным слепком общества. Ярким примером тому могут быть мужские портреты конца XVIII — начала ХIX веков художника В.Л. Боровиковского.

Идеал в портрете

Любой портрет личности отражает господствующее мировоззрение своей эпохи, ее идеал.

Как изображается идеал времени в конкретном образе? Совокупностью деталей. Обобщением социальных, и этических, и религиозных, и эстетических черт. Отвлеченная идеальность отражается в композиции портрета, его образном строе, в зафиксированном движении, в наклоне головы и т. д.

Так, в эпоху Просвещения идеал диктовал художнику способ изображения, определял тип характера личности на портрете. В парадном портрете объективная правда (строгое следование анатомии и другим особенностям лица) заменялась лестью — идеализированным, приукрашенным изображением. Скульптурный бюст этого времени в связи с подчёркнутой намеренностью горделивой позы и жестов моделей становился средством подражательного воздействия.

Однако идеал мог не совпадать с действительностью, и тогда противоречие между ним и сутью изображаемого человека обязательно отражалось в портрете.

Влияние личности творца на портрет

Любой портрет одновременно выражает две индивидуальности: уникальность изображённой личности и творческую личность автора. Творческая манера мастера, его личностное отношение к модели, собственное мировоззрение вносят в каждый портретный образ авторскую субъективную окраску.

Яркими примерами «узнаваемости руки художника» в изобразительном искусстве являются легкие, едва видимые улыбки на портретах Ф.С. Рокотова, в скульптуре — выразительная мощь характера, внутренней силы бюстов С.Т. Конёнкова.

Особенности портрета в станковой скульптуре

Портреты в скульптуре живут по своим специфичным законам. Они относятся к станковой скульптуре, которая рассчитана на внимательное созерцание с близкого расстояния и очень мало зависит от предметного окружения, архитектуры, интерьеров.

Станковой скульптуре свойственны психологизм, изобразительная повествовательность, в ней часто прибегают к языку метафоры и символа. Ее размеры редко превышают натуральную величину, чаще — равны ей или немного меньше.

Одна из разновидностей станковой скульптуры — бюст, композиционный вариант портрета, где в центре зрительского восприятия находится лицо. По формату бюсты делятся на головные (оплечные) и погрудные.

Традиции в современном бюстовом портрете

Бюст создаёт эффект крупного плана, впечатление максимального приближения к зрителю. Он требует проницательности и большого таланта мастера, чтобы передать основные биографические моменты через концентрированное изображение. Отсутствие особенностей фигуры и невозможность применить язык жестов заставляют скульптора тщательно прорисовывать черты лица, только средствами мимики передавать внутреннее состояние образа.

Традиции 30-х годов ХХ века

Истоки современного бюстового портрета во многом основаны на традициях, сложившихся в станковой скульптуре в 20-х — 30-х годах ушедшего века. Она, в свою очередь, восходит к античной скульптуре, скульптуре европейского Средневековья, к русской скульптуре XVII — XVIII вв.

Виртуозность проработки портрета, изысканность пластики, тончайшее мастерство в передаче наполненных смыслами деталей — эта техника скульпторов прошлого стала основой для разработки стилистики советского скульптурного портрета.

Монументализм и обобщение в скульптуре 30-х годов

Стилистика советского портрета первой половины прошлого века складывалась под воздействием монументальной скульптуры. В 30-е годы скульпторы нашей страны решали глобальную задачу: выразить в портретах современников идеал эпохи — героический образы новых людей.

Средством создания героических начал в человеке стала монументализация идеи. Портреты создавались как фрагменты монументальных сюжетных сооружений, связанных с формами архитектуры, переходили в них в форме статуи.

В обобщенном монументальном образе мастера скульптуры воплощали представителей разных профессий — строителей и рабочих, воинов и инженеров, колхозников и прославленных летчиков, партийных деятелей и руководителей государства, творческую интеллигенцию. Героические черты выражали портреты как представителей профессий, связанных с риском для жизни, так и людей мирного труда.

Воздействие стилистики монументальной скульптуры и необходимость выразить стихию внутренних устремлений привело к тому, что в жанре бюстового портрета выделилось два направления — портрет-символ и психологический портрет.

Портрет-символ

Портретами-символами становились бюсты, в которых образы сочетали в себе признаки крупной формы, графическую выразительность, живость характеристик, обобщенные внешние черты. Они воплощали энергию, активность, характеризующие время, передавали «аллегорию действия».

Их символизм, выражавшийся в метафоричности, в иносказании, был доступен пониманию, легко «читался» зрителями, далекими от постижения глубинных смыслов. Даже портреты реальных личностей в бюстах подавались метафорически.

Например, скульптор А.С. Голубкина оригинально показала в портрете Л.Н. Толстого стихийность и грандиозность образа. Она изобразила фигуру писателя-мыслителя восходящей из стихии морской волны.

Монументалист В.И. Мухина выразила уверенную и спокойную силу строителя новой общности через портрет С.А. Замкова, известного архитектора. Целеустремленность, твердость характера воплощены в образе в скрещённых перед грудью мощных руках, в упрямо сжатых губах.

В портрете революционера Л.Б. Красина (автор И.Д. Шадр) очертания высоко поднятой красивой головы с энергичным лицом напоминают контур горящего факела — символа жизни, стремления к победе.

Такими приемами в скульптурных портретах реальных исторических лиц, выполненных в стилистике монументальной пластики, подчеркивалась внутренняя значимость, в характере человека раскрывалось личное и общественное, объединялось идеальное и типическое. Портреты-символы становились обобщенными собирательными героическими образами, символами эпохи.

Психологический портрет

Второе направление в бюсте — психологический портрет. В нем выражалось объективное постижение характера человека, и это проявлялось в создании точной и четкой выразительной пластической формы, одухотворяющей образ.

Психология — через пластику

Во внешних характеристиках образа более сильное значение придавалось психологической выразительности лица и жеста. Пластическая форма приобретала внутреннее напряжение, становилась выразителем разнообразных оттенков духовно богатой жизни человека.

Скрупулёзно проработанная пластика передавала в портрете всё богатство формы, и поэтому обобщение получалось очень конкретным, очень убедительным. Как правило, лица передавали внутреннюю собранность героев, их уверенность, непреклонную волю.

Немногочисленные детали на бюстах становились символическими элементами, своеобразными подсказками для более глубокого понимания образа. Они — простой способ передачи внутренней характеристики изображённого на портрете лица. Количество аксессуаров могло уменьшаться или увеличиваться; портрет мог выглядеть или скромнее, или претенциознее.

Психология характера

В портретах передавались лучшие свойства русского характера и разнообразные психологические типы. В образах простых людей — рабочих колхозников выражались лирическая мечтательность, лукавая пытливость, веселый задор, степенное достоинство.

Глубоко психологичен созданный С.Т. Конёнковым портрет писателя Ф.М. Достоевского. Замок из лежащих одна на другой рук как бы символизирует трагическую безвыходность творческой гениальности писателя. Напряжённость мысли выражена в каждой черте его лица, в контрастности с высоким лбом судорожно сведённых бровей. Однако, невзирая на трагическую напряжённость, главным в образе предстаёт духовная сила человека. Бюст Ф.М. Достоевского признан лучшим произведением С.Т. Конёнкова в жанре психологического портрета.

Психология мысли

Особая группа бюстов — портреты, изображающие выдающихся мыслителей. В них не выражено динамическими линиями внешнее действие, нет эффектного жеста, отсутствует поворот головы, не задано сюжетное движение. Пластическое решение портретов традиционно уравновешенное, внешне статичное, но именно этот прием выражает одухотворенный интеллект образов писателей, философов, ученых.

Погружение в глубины своих мыслей, внутреннюю сосредоточенность выражают портреты Т.Г. Шевченко, А.С. Пушкина, М. Горького (автор А.Т. Матвеев).

Внутренней озаренностью человека, изображением его борющегося, воинствующего духа привлекают портреты М.П. Мусоргского, Ч. Дарвина (автор С.Т. Конёнков).

В каждой композиции скульпторы находят те размеры, те особенности формы художественного звучания, которые гармонируют с изображенным характером. Задача зрителя — понять, о чем говорит с ним автор через выразительное молчание мужского портрета.


Источники:

  1. Андроникова М.А. Об искусстве портрета. - М.: Искусство, 1975.
  2. Габричевский А. Г. Искусство портрета. — М.: Искусство, 1984.
  3. Портрет и скульптура. / Сост. И.Т. Прокофьева. — М.: Наука — Восточная литература, 2015.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора