Сфинкс

Сфинкс, вид слеваСфинкс, вид спередиСфинкс, вид справаСфинкс, вид сзади

Скульптура Сфинкс

Характеристики:

  • Материал: технический фарфор
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 166 см. ширина 40 см. глубина 46 см.

Статус: На заказ

от 1 200 000 ₽


ТАВРИДА (ТАВРИКА, ТАВРИЯ) — древнее название Крыма, вероятно, произошедшее от наименования народности тавров. Древнейшая история Т. носит чисто легендарный характер. Около VII в. в Тавриде стали основываться греческие колонии, среди которых выделялись Херсонес и Пантикапея.


СФИНКС (СФИНГА) — мифическое существо с головой человека, лапами и телом льва и крыльями орла. В греческой мифологии (с женским лицом) она считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны. Сфинга подстерегала путников на пути к Фивам, задавала хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Известны так же «египетский» и «ассирийский» типы сфинкса.


Типологически изображение точно соответствует греческой сфинге. Характер пластики и моделировка форм выступают аллюзией на культуру Архаики. В частности, широко распахнутые, удивленно-радостные глаза, знаменитая «архаическая улыбка» свидетельствуют о бытийной восторженности и мало отвечают представлением о жестоком коварстве сфинкса. Эти качества скульптуры подсказаны жизнеутверждающей поэтикой Тавриды и самим характером ее искусства, находящегося на пересечении влияний — античной, скифской, ближневосточных культур. Это провинциальное, по сути, смешение, обозначаемое как «александризм» замечательно передает синкретичную природу искусства времени раздавшейся в границах империи Александра Македонского.

Кроме того, сам по себе сфинкс — это еще и персонификация загадки истории, опыт сочетания человеческих и животных возможностей в мифопоэтическом ключе. Энигматическая сущность этого синтезированного образа усилена в скульптуре за счет названной архаической стилистики и соединения с архитектурными деталями (капитель пилястры с имитацией кракелюр), также весьма обобщенно передающих некий собирательный культурный контекст.

Скульптура примечательна тем, что с легкостью выдержит любой формат — от миниатюры кабинетного жанра до паркового убранства и монументальных форм «архитектурной» скульптуры.


«Утром, в детстве, он ползает на четвереньках,

днем, в расцвете сил, он ходит на двух ногах,

а вечером, в старости, опирается на палку, —

это, конечно же, человек".

Отгадка, данная Сфинксу Эдипом


В богатых на персонажей и героев древнегреческих мифах Сфинкс (Сфинга) предстает перед читателем в виде крылатого чудовища, зооморфного существа — льва с женской головой. Скульптурные изображения сфинкса более известны по находкам в Египте, но были они и в полисах Греции, и в Хеттском царстве, и в Ассирии, а также на территории Израильского царства.


Изображение сфинкса, насчитывающее более двенадцати тысяч лет и являющееся самым древним на нашей планете, археологи обнаружили в храмовом комплексе Гебекли-Тепе на территории южной Турции.


Дословно «сфинкс» переводится с греческого как «душительница», но в восточных державах чудовище превращалось в существо, символизирующее Солнце. Греки видели в сфинксе злобного монстра, древние шумеры считали сфинкса воплощением зла и мстительности, а египтяне почитали его как бога.


В средневековой европейской литературе образ сфинкса использовали для придания персонажам черт упрямства, невежества или коварства, и только англичанин Фрэнсис Бэкон наделяет сфинкса научными знаниями.


Фигуры сфинкса привлекают к себе взгляд своей загадочностью и оригинальностью. Археологи, находя новые скульптуры мифического чудовища, каждый раз поражаются многообразию его образов. В 2019 году при прокладке дороги в Луксоре была найдена еще одна статуя сфинкса, еще один молчаливый свидетель древней жизни.

Египетские сфинксы

Статуи сфинкса известны по находкам времен Древнего царства в Египте, но самой интересной является гигантская (более семидесяти метров в длину) фигура Большого сфинкса на берегу Нила, рядом с пирамидой фараона Хефрена. Лежащая на песке скульптура имеет тело льва с головой человека, смотрящего на восток. Археологи считают, что во времена фараонов между лапами чудовища располагался подземный храм.


Путешественники-арабы именовали Большого сфинкса «Отцом ужаса», а египтяне считали, что сфинксы стоят на страже вечного сна фараонов и приравнивали их к богу неба и солнца Хору. Египетские крестьяне, феллахи, приносили Сфинксу дары и молились статуе о хорошем урожае.


В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина хранится еще один великолепный сфинкс, изображающий Аменхотепа II. В величественной скульптуре передан властный и царственный характер фараона.


В Египте скульптуры сфинксов различались по трем группам:

1) андросфинкс с телом льва и головой человека;

2) хиеракосфинкс с телом льва и головой сокола;

3) криосфинкс с телом льва и головой барана.


Иероглиф «сфинкс» у древних египтян означал «правитель».

Рожденный Тифоном и Ехидной

Греки переняли у египтян образ необычного существа, но придали ему совершенно иное значение. Сфинкс, одно из чудовищных порождений мира, в древнегреческих мифах выступает как дитя Тифона и Ехидны.


Тифон и Ехидна — мифические хтонические (олицетворяющие дикую природу) чудовища.

Тифон, чудовище с сотнями драконьих голов — сын богини Земли Геи и Тартара, покровителя извержений вулканов и подземных стихий.


Ехидна — полуженщина-полузмея, тоже дочь Геи и Тартара и, соответственно, приходится сестрой своему супругу Тифону. У чудовищной супружеской пары родились такие страшные демоны и монстры как:

— Сфинкс и Химера;

— Лернейская гидра и Немейский лев;

— Цербер и Орф.


Сфинкс наделен чертами нескольких живых существ: телом льва, крыльями хищной птицы, хвостом быка и человеческой головой.

Наказание Фив

Как рассказывается в одном из греческих мифов, однажды фиванский царь Лай, услышав от оракула, что долгожданный, только что родившийся сын убьет его, приказал бросить младенца Эдипа на горе Киферон. Богиня Гера, возмутившись таким поступком, решила наказать Фивы и отправила в город коварного Сфинкса.


Сфинкс устроился на вершине горы напротив единственного входа в город и каждого путника встречал загадкой: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?». Всех, кто не отвечал на вопрос, Сфинкс жестоко убивал, раздирая когтями. Если верить мифу, чудовищный монстр расправлялся со всеми проходящими мимо него, т.к. загадку никто разгадать не мог.


Среди несчастных оказался и сын царя Креонта юноша Гемон, его Сфинкс задушил, обвив шею мощным хвостом. Правитель Фив пообещал награду тому, то разгадает загадку и избавит город от чудовища. Молодому Эдипу удалось найти ответ, и Сфинкс с досады бросился в пропасть с Фикейской горы.

Изображения сфинкса на территории греческих колоний в Крыму

Тавридой (от племени тавров, проживающих на территории современного Крыма) эллины назвали Крым после основания на территории полуострова греческих колоний в VI в. до н.э. Позже это название прижилось в России, и вплоть до конца XIX века Крым и прилегающие к нему земли традиционно именовались Тавридой или Таврией.


Культура расположенных в Крыму греческих колоний — Акры, Херсонеса, Мирмекии, Керкинитиды, Феодосии, Фанагории, Гермонассы и Пантикапеи — соединила в себе искусство эллинов, тавров, скифов, киммерийцев. Под влиянием такой эклектики статуи сфинксов на Тавриде заметно отличаются и от древнеегипетских, и от древнегреческих: их образы гораздо изящнее и жизнерадостнее.


Есть в Крыму и сфинксы, созданные природой, — это 14 каменных фигур, напоминающих по очертаниям древние чудовища. Стоят «сфинксы» в Каралезской долине недалеко от Бахчисарая.


В скифском кургане Куль-Оба, датированном IV веком до н.э. и расположенном под Керчью, была найдена золотая гривна и золотой браслет с рельефными изображениями сфинксов. Что явно свидетельствует о греческом влиянии. Найденная при раскопках Ольвии, мраморная статуя сфинкса подтвердила рассказ Геродота о реальном существовании украшенного белыми мраморными статуями дворца царя Скила.

Сфинкс в искусстве Нового Времени

В середине XVI века впервые в Новой истории сфинкс был создан рукой итальянского художника и архитектора Себастьяно Серлио. Скульптура выглядела оригинально: тело льва венчала женская голова с современной по тем временам модной дамской прической.


Немецкий художник Франц фон Штук в конце XIX века изобразил наполненную романтизмом картину «Поцелуй сфинкса». Примерно в тоже время француз Моро Гюстав создал образ сфинкса — красивой девушки — в момент ее разговора с Эдипом. И, конечно, стоит упомянуть работу еще одного французского живописца Жана-Леона Жерома, на полотне которого изображен исторический сюжет: Наполеон Бонапарт, сидя на коне, смотрит на огромную статую Большого сфинкса в Египте.


В начале XIX века по всей Европе распространилась мода на египетские древности, скульптуры сфинксов начали устанавливать на улицах городов. Первые статуи, изображающие сфинксов, прибыли в российскую столицу Санкт-Петербург на корабле «Добрая Надежда» из Франции (куда они попали прямиком из Египта). Фигуры сфинксов изначально установили на Университетской Набережной, а позже они появились и в других местах, неизменно вызывая интерес жителей и гостей города.


Молчаливо и чуть иронично взирая на окружающих, хранят сфинксы древние тайны.


Источники:

  1. Иллюстрированный мифологический словарь. Санкт-Петербург, «Северо-Запад», 1994.
  2. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М. Просвещение, 1955.
  3. Мифология. Ч.1. Саратов, СГУ, 1995.
  4. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., Просвещение, 1992.
  5. Словарь всемирной мифологии. Н. Новгород, 1997.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора