Есть много близких меж собой явлений,
двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь — двойственность таких соединений,
как вещь и тень, материя и свет.
Эдгар По, американский писатель
Парность и двойственность, единение и противоречие, притягательность и отторжение, наконец, любовь и ненависть — как часто эти понятия встречаются в нашей жизни одновременно, и отличить одно от другого порой бывает невероятно сложно. Однако следует помнить, что в мире нет ничего исключительно черного или белого, он не состоит из противоречий: явления, напротив, словно перетекают одно в другое, гармонично дополняя друг друга. И в этой зачастую неожиданной парности и заключается Великая Тайна Бытия…
Если заглянуть в глубь веков и обратиться к архаическим образам и символам, мы увидим, что многие из них составляют пары.
Начнем с «лежащего на поверхности» общеизвестного эзотерического знака Инь и Янь. Это не просто символ, а глубинное понятие родом из древнего Китая, которое простирается далеко за пределы противоположностей: например, день и ночь, холодное и горячее. Инь и Янь демонстрирует, как противоречивые энергии Мироздания гармонично взаимодействуют друг с другом, производя Ци — ключевую жизненную энергию.
Символ представляет собой круг, разделенный волнистой линией на две части, черную и белую. В каждой из них есть два небольших круга противоположного цвета. Так, по учению Фэн-Шуй, в Великих силах зарождаются противоположные начала. Симметричность темной и светлой сторон непостоянна, энергия находится в постоянном круговороте, и каждая из сил рано или поздно уступает своему антиподу.
Если соотнести вышесказанное с жизнью человека, он должен стремиться к тому, чтобы энергия Инь (женская, темная, пассивная) всегда находилась в гармонии с Янь (мужской, светлой, активной). Добившись этого, можно научиться быть счастливым.
Продолжая тему Фэн-Шуй, затронем и анималистическую символику. Многие китайские животные традиционно составляют пары. Например, журавль на черепахе — мощный талисман в секторе здоровья. В Китае верят, что оба этих животных живут фантастически долго: журавль тысячу лет, а черепаха — целых три. Составляя пару, они увеличивают силу друг друга.
А вот обезьяну часто изображают верхом на слоне. Это парный талисман для карьеристов, которые никогда не останавливаются на достигнутом.
Наконец, прекрасна пара дракон и феникс — могущественные существа, составляющие идеальную «композицию», олицетворяющие мужчину и женщину, которые вместе становятся только сильнее.
Перенесемся в Индию и рассмотрим Шаткону — «шестиугольник», звезду, образованную двумя пересекающимися треугольниками, символизирующими мужское и женское начала. Указывающий вверх треугольник олицетворяет Шиву, то есть идею, непроявленное бытие, а фигура, смотрящая вниз, символизирует Шакти, то есть проявленную энергию Шивы. В иудейско-христианской традиции этот знак известен как звезда Давида.
Свастика, которую многие, увы, трактуют превратно, тоже родом из санскритской Индии. Ее название происходит от двух слов: «су», что значит благой, и «суасти», то есть быть. Этот символ состоит из двух пересекающихся линий, которые образуют крест, чьи концы загнуты против либо по часовой стрелке.
Свастика — благой знак, известный человечеству еще с протоиндийских времен, олицетворение солнца, жизни, света. Она же обозначает вечное движение мира вокруг неподвижного центра — Творца. И снова статика и движение, и снова вечная жизненная парность.
Наши предки славяне знавали немало мифических созданий, некоторые из которых составляли пары, а порой и триединство. Как, например, Одноглазка, Двуглазка и Триглазка — триада женских персонажей, которые существуют лишь в единстве друг с другом.
Так, Одноглазка — образ Лиха, которого восточные славяне изображали в виде одноглазой старухи. Встретишься с ней — и лишишься — обратите внимание! — парных частей тела. Ей противоположна Двуглазка, которой в жизни не хватает ее двух очей, а также Триглазка со всевидящим третьим глазом, который не спит, когда дремлют остальные. Здесь уместно упомянуть преимущество числа 3, архаический мотив, характерный для индоевропейской мифологии.
Известная славянская пара — Сирин и Алконост. Сирин — райская птица с девичьей головой, поющая песни радости, а Алконост — певица печали. А ведь от радости до печали порой один шаг…
Символичны изображения некоторых христианских святых: нередко их образы переданы парными предметами.
Например, эмблема Иоанна Евангелиста — это непременно бутыль с пером, Эдмунда — волк, который охраняет собственную отрезанную голову, Бенедикта, покровителя Европы — ворона с листком в клюве. Кувшин с мазью напоминает о Марии Магдалине, перо со свитком — Марка и Матфея, а рыбы с листьями — красивое напоминание об апостолах.
А теперь вознесем взгляд на небо и полюбуемся созвездиями. Задумывались ли вы о том, что и они составляют пары?
Кто такие Близнецы? В текстах персидского и селевкидского периодов их называют Великими. Некоторые историки полагают, что появление этого созвездия связано с шумерским календарем, а именно — с ритуалами мая-июня, когда наибольшую силу обретал культ двоичности, родства, который символизировал союз явного и тайного. Как мы видим, снова неразделимая связь якобы противоположного, увековеченная на небе.
Еще одна небесная пара — Рыбы, Северная и Западная, соединенные звездой Альришей — «бечевкой» в переводе с арабского. История этого древнего созвездия уходит корнями в греческую мифологию. Речь идет о бегстве в Египет богов-олимпийцев, которых напугал ужасный Тифон. Ради спасения своих жизней все они обернулись в животных. Рыбой стала Афродита, а вместе с ней и ее сын — Эрот. Связь матери и дитя навеки «отпечатана» на небосводе.
А теперь спустимся с неба на Землю и посмотрим, как люди взаимодействуют друг с другом и что становится плодами их союзов.
Например, союзов творческих, таких, как писателей Ильфа и Петрова — авторов искрометных произведений «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Их перу также принадлежит «Одноэтажная Америка», написанная после совместного путешествия за границу. Оба сатирика были родом из Одессы — знаменитой столицы юмора. Они творили вместе на протяжении всей жизни, после знакомства, состоявшегося в 1825 году.
Другой яркий пример успешной и гармоничной парной работы — братья Стругацкие, родные люди и души, замечательные соавторы, подарившие миру ставшие классикой фантастические произведения: «Страна багровых туч», «Далекая Радуга» и многие другие.
А вот парное творчество художников, скульпторов и их муз-моделей зачастую завершалось трагедией. Достаточно вспомнить мучительный союз Огюста Родена и Камиллы Клодель, каждый из которых был по-своему талантлив — и одинок, даже в творческой паре. Или Сальвадор Дали с его Галой, от которой он был без ума — и которая действительно довела мастера до сумасшествия.
Думается, каждый из нас с кем-то «парен», а может быть даже, у каждого есть двойник — далекое, где-то блуждающее второе Я, наше невидимое отражение, благодаря которому мы живы — пусть даже и через «сотни разъединяющих верст», как писала Осипу Мандельштаму Великая Одиночка Марина Цветаева.
Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст…