Темучин


Скульптура Темучин:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 224 см. ширина 117 см. глубина 76 см.

Темучин (Темуджин) — собственное имя великого полководца Чингисхана (1155 или 1162 — 25 августа 1227). Еще до утверждения единовластия, прославился как безжалостный воитель. Для его стратегии и тактики были характерны тщательная разведка, внезапность нападения, стремление расчленить силы противника, устройство засад с использованием специальных отрядов для заманивания неприятеля, маневрирование крупными массами конницы и т. д. Приняв титул правителя, стремился к максимальному расширению пределов подвластной ему территории.

Внушительный по форме и насыщенный аллегориями постамент приближает эту скульптуру к жанру монумента. Читаемость пирамидального силуэта фигуры усиливает это впечатление. Однако тонкая работа по распределению массы позволяет избежать статичности и тяжеловесности впечатления. Отказываясь от классического контрапоста с опорой на одну ногу, автор, тем не менее, передает ощущение полу-движения — за счет едва заметного наклона торса к выставленной вперед ноге, резкого поворота головы в ту же сторону, как бы по ходу движения, напряжения рук и диагоналей внутренних осей. Так внешне устойчивая форма наполняется внутренним движением, многосложной жизнью. Тонкая, почти ювелирная проработка деталей — одежды, орнаментов, атрибутов, контрастируя с лапидарностью больших форм, не только обогащает поверхность живописной игрой света и тени, но и сообщает образу в целом подвижность, живость. Неоднозначность личности Темучина проговаривается языком сложных пластических сопоставлений, подводя зрителя к необходимости глубокого осмысления поворотов его судьбы. Таким образом, знаковая публичность и мемориальные задачи монумента соединяются с углубленно-психологическим погружением в образ, характерным для статуарной композиции.

Скульптура восходит к классической традиции русского ваяния второй половины XIX столетия — монументальной и станковой форм, различия между которыми постепенно нивелировались именно в это период развития русского искусства.


Темучин в искусстве

В те страшно далекие годы в степях бушевал ураган —
Повел кочевые народы дорогой войны Чингисхан.
Алексей Батраченко

Темучин — такое имя великий организатор и завоеватель получил при рождении, расширил границы Монголии до невиданных размеров. Как в действительности выглядел Темучин, мы уже никогда не узнаем. Сведения о внешности монгола-завоевателя сильно разнятся по описанию: то он предстает перед нами мощным рыжим великаном с европейской внешностью, то типичным коренастым азиатом среднего роста.

Попробуем представить, что все изображения личности основателя огромной империи, нашедшие отражение в деятельности многих творческих людей, собраны в одном виртуальном музее имени Чингисхана. Совершим путешествие по экспозиции вымышленного музея, чтобы ближе познакомиться и с характером великого монгола, и с особенностями традиций его изображений в мировой живописи и скульптуре.

История двух портретов

Легенда, подтвержденная современными исследователями, гласит, что в 1276 году, через полвека после смерти Темучина, художник Хори Хасун написал его портрет по памяти. Монгольского живописца попросил об этом внук завоевателя Хубилай, а затем показал портрет людям, знавшим деда в лицо. Все присутствующие на «очной ставке» подтвердили, что изображение очень схоже с оригиналом.

Хори Хасун представил Темучина как высокого человека крепкого сложения, с темными волосами и темными глазами, в белых одеждах, традиционных для знатного монгола в эпоху Средневековья. Сам портрет не сохранился, но жива его копия, написанная в XVIII веке, она находится в коллекции Национального китайского музея. Такова история первого подлинного портрета, но есть и второй.

В начале XX столетия, после свержения маньчжурской династии, во дворце правителей были обнаружены величайшие исторические ценности, и среди них — написанный на ткани ручной работы портрет Темучина. Этот, пожалуй, самый известный портрет основателя Монгольской империи принадлежит кисти неизвестного автора XVIII века.

Двумя цветами, белым и черным, а также с помощью их оттенков, живописец создал ставшее знаменитым изображение великого монгола. С картины смотрит одухотворенное лицо мудреца и мыслителя. Портрет, признанный исторически достоверным, хранится во дворце Тайбэй на Тайване, а прекрасно выполненные копии — в Национальной Монгольской библиотеке.

Другие портреты Темучина

В годы правления Хубилай-хана (династия Юань) во дворцах, а, точнее, в залах Императорской живописи, висели роскошные шелковые гобелены с портретами основателя Монгольской империи и его многочисленных родственников. Именно от этой коллекции и дошла до нашего времени копия портрета самого Темучина, хранящаяся в Тайване.

Ростовое изображение Темучина, выполненное тушью по шелку, считалось принадлежащим кисти средневекового мастера, позднее было доказано, что оно выполнено в конце XVIII века. Предводитель монголов предстает перед зрителем в национальном воинском одеянии с колчаном для стрел, луком за спиной и мечом. По обе стороны от Темучина — каллиграфические надписи, обозначающие его имя.

И, конечно, нельзя не упомянуть о величественном портретном изображении Темучина, вырезанном на холме горной гряды Богдо в Монголии. Рисунок, поражающий воображение своими размерами (его высота — 240 метров), был выполнен к июлю 2006 года в честь 800-летия создания Монгольского государства.

Изображение Темучина на миниатюрах из «Книги чудес» Марко Поло

Об истории монгольских завоеваний мы знаем из довольного солидного числа источников, и один из них — записки купца-путешественника Марко Поло. Знаменитый итальянец совершил дальний вояж по Поволжью, Средней Азии и Дальнему Востоку в конце XIII века и оставил для потомков немало интересных сведений.

Одна из его миниатюр украшена цветным рисунком, изображающим сцену венчания Темучина на царство. Миниатюра выполнена автором в европейских традициях живописи того времени: фигуры статичны, выражения лиц одинаковы. Окружающие Темучина придворные, хотя и одеты в восточные платья, но внешность имеют совсем не монгольскую (на эту тему вообще много споров, которых мы касаться не будем).

На миниатюре «Сватовство Чингис-хана к дочери Великого Хана» изображен пресвитер Иоанн, принимающий от монгольских посланцев письма с королевскими печатями. Художник и здесь придал всем участникам сюжета европейские черты.

На другом рисунке из книги Марко Поло изображен момент смерти Темучина. Справа на коне сам герой миниатюры, слева — крепостные башни и стреляющие с них лучники.

Изображение Темучина на миниатюрах из книги Рашид-ад-Дина

Интересны яркие цветные миниатюры из книги арабского путешественника Рашид-ад-Дина XIV века «Сборник летописей». Рашид-ад-Дин создал свой труд, находясь в услужении в должности официального историка при дворе потомков Темучина в Хулагидском государстве. Летопись, составленная на персидском языке, содержала 111 ярких миниатюр.

На одной странице помещено изображение восседающего на троне Темучина, слева от которого — его сыновья и знатные воины. Черты лиц у всех персонажей, бесспорно, монголоидные.

На другой миниатюре предводитель монголов представлен в момент принятия китайских послов. Художник прекрасно подчеркнул восточный колорит одежд и изображенной на заднем плане юрты.

«Темучин в окружении своих нукеров» — так назвал свою следующую миниатюру средневековый автор. На сиреневом фоне на вздыбленном коне изображен Темучин, в его руке копье, направленное на врага.

Мирная картина разговора Темучина со своими двумя сыновьями предстает перед нами на одной из миниатюр. Темучин восседает на подушках под ярким балдахином, сыновья почтительно смотрят на великого отца.

Миниатюра «Чингисхан и Ван-хан» изображает встречу предводителя монголов и Тогорул-хана, управляющего тюркским племенем кераитов. Высокопоставленные лица явно мирно беседуют и угощаются национальными блюдами.

Изображение Темучина на китайских и персидских миниатюрах

Классическое изображение предводителя монгольского войска китайскими художниками выполнялось в Средние века черной тушью по белому фону. Темучина наделяли полным боевым костюмом, колчаном со стрелами, луком и мечом. Подобные изображения могут служить дополнениями к письменным источникам.

В XIV веке неизвестный художник создал черно-белую миниатюру «Чингисхан в окружении детей и внуков». Фигуры персонажей разбросаны по всей площади рисунка вокруг главного героя.

Еще на одной классической миниатюре того же времени Темучин изображен рядом с гадателями, к услугам которых он, если верить источникам, не раз прибегал.

Колоритный образ предстает перед нами с миниатюры китайского художника «Чингисхан на соколиной охоте». Улыбающийся повелитель монголов, сидя на коне, держит в левой руке готового к охоте сокола.

Рисунок тушью из китайского манускрипта «История четырех ханов из рода Чингиза» признан исследователями прижизненным. Темучин изображен в профиль в полный рост в богатых монгольских одеждах, с украшенным растительными узорами колчаном. На голове — сложный головной убор, встречающийся в средневековых захоронениях знатных монголов.

На цветной миниатюре из китайской книги дано изображение Темучина с супругой Бортэ, сыновьями Джучи, Чагатаем, Угедеем, Толуем и особо приближенными генералами Субутаем и Дзебе. На заднем плане — юрта и ждущие седоков кони.

На миниатюре персидского художника «Темучин молится во время битвы» представлена многофигурная композиция с конными воинами и крепостными стенами. Темучин изображен в верхней части рисунка, как бы возвышаясь над остальными персонажами, со сложенными в молитве руками.

«Темучин принимает сыновей на берегу Сырдарьи» — такой сюжет изображен на миниатюре XVI века Самаркандского государства. Предводитель монголов восседает на троне, вокруг него расположились сыновья и помощники. На переднем плане — оседланные кони.

Памятники Темучину

Не столько памятники, сколько языческие изваяния были установлены Темучину еще во времена его великих завоеваний. Итальянец Плано Карпини, первым из европейцев попавший в Монголию, сообщает: «Прежде всего они делают идол для императора и с почетом ставят его на повозке перед ставкой и приносят ему дары». Эти строки, написанные через двадцать лет после гибели Темучина, подтверждены еще одним современником тех событий, странствующим монахом-францисканцем Бенедиктом Польским. Европейские авторы сообщают, что ежедневно в полдень все присутствующие в походном лагере люди, включая иностранцев, должны были поклоняться деревянной статуе Великого хана.

Несколько позже статуи Темучину были установлены в мемориальных храмах, посвященных династии Чингизидов. Святилища сооружались в горных массивах Монголии и Северного Китая. В Национальном монгольском историческом музее выставлена каменная скульптура Темучина, вырезанная из монолита в тюркских традициях, с кубком в руках.

В международном аэропорту Улан-Батора установлен бронзовый памятник молодому Темучину. Сам воздушный порт с декабря 2005 года носит имя Чингис Хаан в честь 800-летия создания Монгольского государства.

Еще одна конная статуя Темучина расположена на площади перед входом в гостиницу Баянгол в Улан-Баторе. Скульптор создал образ сурового зрелого мужчины, уже объединившего монголов и создавшего мощное государство.

Гигантская статуя Великого хана украшает здание парламента на главной площади Улан-Батора, столицы Монголии. Справа и слева от Темучина между белыми мраморными колоннами в арках установлены конные статуи его приближенных — Боорчу и Мухали.

В монгольской галерее восковых фигур «Чингисхан» выставлены 13 скульптур, изображающих самого Великого хана и его родственников, живших в XIII веке. Фигуры выполнены на высочайшем художественном уровне с подлинной передачей особенностей национальных костюмов и вооружения.

Но самый главный и величественный памятник Темучину сооружен монгольскими скульпторами в одном из центральных районов Монголии, в пятидесяти километрах от столицы. Согласно преданию, именно на этом месте юный Темучин нашел золотой кнут — залог будущих военных успехов. Статуя выполнена из блестящей стали, а кнут в руках Темучина золотой.

Памятник, открытый в 2008 году, представляет собой двухуровневый туристический комплекс с музеем, залом для конференций, художественной галереей и рестораном. В голове коня на высоте 30 м находится смотровая площадка, с которой гости Монголии любуются бескрайними степями. Монголы гордятся сорокаметровым сооружением и постоянно расширяют зону отдыха вокруг памятника, по праву считающегося символом страны.

Грандиозный мемориал, посвященный Темучину, открыт в Китае, в области Внутренняя Монголия. Огромный бюст «Сына неба», размещенный на горе, тут же получившей название Хан, скульпторы окружили воинами из терракоты.

В китайском городе Сунь Юань установлен большой бронзовый памятник Темучину, выполненный молодым монгольским скульптором Очиром. Великий завоеватель не вооружен, в его правой руке зажат свиток, а левая поднята для вечного приветствия потомкам.

Площадь Республики в Алматы украшают 10 бронзовых барельефов, один из которых посвящен Монголии как собрату Казахстана. В центре барельефа — сидящий на троне Темучин, окруженный знатными казахами.

На месте, где родился Темучин, в долине Делюун Болдок, в 1962 году была сооружена белая каменная стела с выгравированным портретом хана.

Удивительно, но одна из статуй Темучина установлена перед входом в лондонский Гайд-Парк. Оригинальную работу, выполненную зодчим из Башкирии, в 2012 году приобрел один из высокопоставленных чиновников Монголии и передал в дар Великобритании.

Изображение Темучина на монгольских марках

Монголия гордится своим героем, Темучину посвящены стихи и песни, его именем названы улицы, в городах поставлены памятники.

В 1962 году в Монголии были выпущены марки с портретами Темучина в серии «История и археология». Выпуск был приурочен к 800-летию со дня рождения любимого и почитаемого в Монголии правителя.

В 1992 году продолжился выпуск памятной серии марок, посвященных великой для Монголии личности. Завоеватель стран и народов изображался в разных видах и различных жизненных ситуациях. Так, на одной из марок Темучин изображен в праздничных национальных одеждах. В одной руке свиток как символ мудрости, справа в ножнах меч.

В 1997 году свет увидел блок марок с доспехами времен Темучина, а в 2004 году на марках были нанесены рисунки с портретами Темучина в мировом искусстве.

В 2006 году вышла марка с изображением Темучина в момент битвы, в белом войлочном халате, на вздыбленном скакуне.

В 2012 году на марке поместили портрет Темучина с его любимым конем в степи на фоне белых гор и облаков.

В 2016 году на выпущенной к 800-летию основания Монгольского государства марке изображен сидящий на троне Темучин в парадной национальной одежде.

Самая ценная монгольская марка, выполненная из листка сусального золота, — также с портретом Темучина. Рядом с великим монголом изображен его символ, военный штандарт.

Изображение Темучина в мировой живописи

В книге «Универсальная космография» швейцарца Себастьяна Мюнцера есть интересная цветная миниатюра под названием «Чингисхан на смертном одре». Выполненная в европейских традициях позднего Средневековья в конце XVI века, миниатюра представляет Темучина в европейском облике.

Через столетие французский гравер Пьер-Дюфло также изобразил Темучина с европейскими чертами лица, без бороды и в одежде скорее арабской, чем монгольской.

Николай Рерих, долго живший и путешествовавший по Азии, не прошел мимо личности великого монгольского хана. Картина Рериха «Чингисхан» полна свежего синего цвета в изображении гор и камней на склоне. Герой картины в красно-желтых национальных одеждах мирно спускается на своем коне с горы.

Еще одну картину Рерих посвятил матери Темучина. Художник использовал нежно-сиреневые оттенки для передачи фона гор, выписав на нем фигуру женщины-всадника в высоком головном уборе, какие носили знатные монголки.

Личность Чингисхана-Темучина хранит в себе немало тайн: неизвестно, как выглядел этот великий хан, где находится его легендарное захоронение, как именно он погиб… Известно одно: простому монгольскому юноше из степного урочища, ныне носящего его имя, удалось объединить свой кочевой и разрозненный народ и основать одну из самых величайших империй за всю историю человечества.


Список литературы:

  1. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. История Монголов. История Чингис-хана. В 3-х чч. /Перевод с персидского профессора Н.И.Березина. СПб., 1990.
  2. История искусства Азии. М., 1989.
  3. Книга Марко Поло / Под ред. И. П. Магидовича. М., 1955.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы скульптора Ивана Коржева

Отзывы