Он и она — устойчивые архетипы, символизирующие мужской и женский принципы в мире, в микро и макрокосме, являющиеся двумя полюсами, которые должны сохранить свои различия, свою противоположность, чтобы создать синтезированную плодотворную динамику бытия.
Парные торсы выполнены с необычным верхним погрудным обрезом, не доходящим до линии плеч. Такой прием способствует переживанию фрагментарности незавершенного образа, контрастирующей с тщательной моделировкой формой и заглаженной до блеска фактурой поверхности. Оригинальность решения усиливает диалектическую природу «слияния-раздельности» сосуществования мужского и женского начал. Бессознательный архетип «Он и Она», отраженный в сознательном, обретает концептуальную многоплановость. Формально-пластически, парность скульптур, а значит, нераздельность самобытных начал подчеркивается взаимным равновесием силуэтов — к верху расширяющегося мужского и сужающегося женского торсов. Установленные диагонали распределения масс, ритмов связывают торсы в единое целое и одновременно внутренне динамизируют эту фактически статичную, иератичную композицию. Намеренно подчеркнутые параболические линии торсов по краям диафрагмы, таза поддерживают перекличку ритмов двух отдельных форм, поддерживают динамические взаимоотношения, определяют их парность. Пластические качества скульптур позволяют говорить о сложном символическом осмыслении векового социокультурного феномена «Мужчина и Женщина».
Истинный мастер вкладывает
в свою скульптуру душу.
Сократ
Слово «скульптура» латинского происхождения и дословно обозначает «вырезаю». Скульптурное искусство, зародившееся в эпоху каменного века и подразумевающее трехмерное изображение, в последующие столетия претерпело значительные перемены и обновления.
Римляне познакомились с искусством вообще и греческим искусством в частности в III веке до новой эры. Еще на столетие позже, когда Греция была завоевана Римом, в республике начала формироваться национальная культура, в основе которой лежал эллинизм и этрусские традиции. В период расцвета Римского государства (I-II века новой эры) искусство дополнилось характерными для отдаленных провинций особенностями. Исследователи называют такое смешение стилей «римским плюрализмом».
Скульптурное искусство занимало в Риме особое место, второе по значимости после архитектуры. В I веке до новой эры в республике развивается портретное искусство, появляются барельефы на исторические темы, скульпторы работают с терракотой и гипсом, с бронзой и камнем.
Скульптура Рима первых веков новой эры подчинена главной цели сильного государства — возвеличиванию императоров, подчеркивание роли центральной власти для благоденствия всех жителей.
До 1900-х годов искусствоведы утверждали, что римского искусства как такового не существует, все, что так нравится потомкам — это копии греческих и этрусских работ. Археологические исследования доказали, что это не совсем так. В греческом и римском скульптурном искусстве больше отличий, чем это могло бы показаться на первый взгляд.
Два явления античности, два направления, во многом противоположные, в чем-то схожие — это и есть греческая и римская скульптура. Греки, поставив каменную и бронзовую пластику на высочайший уровень развития, воспевали в произведениях искусства богов, героев, лучших граждан полисов, идеализируя их. В скульптурах греческих зодчих Мирона и Фидия, Праксителя и Лисиппа, чьи статуи являются украшением истории искусства, — подчеркивались положительные черты олимпийского бога или человека. Каждое скульптурное произведение Греции — это истинная гармония, пропорциональность черт лица и фигуры.
Римляне внесли в скульптурное искусство большую индивидуальность, придавая своему герою реалистичность и правдивость. Уже в республиканском периоде появляются скульптурные портреты стариков и некрасивых людей, выполненные в стиле веризма, т. е. истинного изображения вещей. Более всего известен так называемый «Портрет Катона Старшего», древнеримского писателя, отличающийся резкими и грубыми чертами лица. Даже в парадных статуях императоров при большом желании представить миру своего героя в лучшем виде на первый план выходят индивидуальные черты лица и характера, часто далекие от идеала.
Исключительно в римских традициях выполнена бронзовая скульптура «Капитолийская волчица». Работа отличается изяществом и простотой линий, наделена важным смыслом для древнейшей истории Рима. Интересно, что близнецов Ромула и Рэма, пьющих молоко волчицы, добавили только в XV веке. По мнению многих исследователей, это работа итальянского мастера эпохи Возрождения Антония дель Поллайоло.
Скульпторы создавали портреты простых стоящих или сидящих граждан Рима в окружении членов семьи, подчеркивая реалистичность черт. Позже больше внимания стало уделяться императорским изображениям.
Священное место для каждого римлянина, Форум, возведенный между Палатинским и Капитолийским холмами, вначале служил базарной площадью, но начал застраиваться храмами уже при Ромуле и первых царях. К началу II века до новой эры торговля на Форуме прекратилась, место лавок заняла ростральная колонна в честь морской победы над Карфагеном в 261 году и статуи римлян, прославивших себя ратными делами, в том числе и конные.
На площади Форума во времена Республики стояли статуи Суллы и Помпея, огромная скульптура Антония, окруженная смоковницами, оливами, виноградом. Юлий Цезарь еще в бытности консулом приказал построить на Форуме Храм Счастья, рядом были сооружены храм Юпитера и Согласия. Ставились статуи военачальникам и политикам, ораторам и консулам. Каждое скульптурное изображение сопровождалось посвятительной надписью, а в случае, если персонаж совершал преступление, статуя прилюдно уничтожалась.
При Августе в центр Форума была помещена ораторская трибуна (ростра), а рядом поставлены старинные статуи Помпея и Суллы и новые — конная скульптура Октавиана и две великолепные статуи Юлия Цезаря.
Нерон, печально известный сожжением римского Форума, не смог уничтожить святое для италийцев место. Уже в эпоху императора Веспасиана центр Рима украсился восьмиколонным храмом и позолоченной скульптурой в форме римского поминального столба, условного центра всех дорог, которые, как известно, «ведут в Рим».
Император Домициан, по приказу которого на Форуме построили шесть храмов и две базилики, был удостоен конного памятника, водруженного здесь же.
Кроме центрального Форума, в Риме имелось еще несколько, посвященных конкретным императорам:
— Цезарю;
— Траяну;
— Августу;
— Нерву;
— Домициану.
Каждый Форум был украшен храмами с картинами греческих живописцев, с произведениями искусства греческих и римских мастеров. И, конечно, Триумфальными арками и множеством статуй, как самих императоров, так и полководцев, и знатных римлян.
Статуи в римском искусстве дополняются скульптурными рельефами: горельефами и барельефами. Горельефы сложнее в работе, барельефы гораздо древнее. В чем еще их сходства и отличия?
Горельеф, или «высокий рельеф», применялся в случае объемного изображения нескольких фигур. Триумфальные арки и колонны Рима украшены горельефами:
— на арке Константина II века новой эры изображен император, разговаривающий с солдатами и пленные варвары;
— колонна Марка Аврелия середины I века до новой эры содержит картины Германского совета и казни пленных;
— на колонне Антонина Пия выполнен рельеф «Апофеоз Антонина Пия и Августины».
Эта античная традиция нашла продолжение в европейском искусстве Нового Времени — так, Триумфальная арка в Париже декорирована горельефом «Марсельеза».
В отличие от горельефа, барельеф как бы слегка утоплен в фон, выступая над ним наполовину. Барельеф отличается от горельефа отсутствием отдельно стоящих фигур и уплощением изображений. На фронтонах римских храмов можно увидеть потрясающие по красоте барельефы с историческими сюжетами. Выполненный в римском стиле барельеф украшает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
Рельефы из камня использовались на надгробиях знатных римлян, на передних стенках роскошных саркофагов, на нижних частях стел. Великолепен Алтарь Мира, декорированный рельефом с изображением строя римских патрициев, прекрасным историческим источником является барельеф общей длиной более двухсот метров на колонне Траяна.
«Золотой век» Рима — это правление пяти императоров рода Антонинов в период с 96 по 190-й годы н.э. В это время Римское государство достигает наивысшего расцвета, успешно ведет войны, избегает экономических кризисов, мирно общается с провинциями. Плиний Младший в «Панегирике» пишет о том, как изменилось мировоззрение римлян: теперь сильная власть не критикуется, как в республиканский период, а возводится в культ.
Признание монархии наилучшей формой правления внесло свой вклад и в культуру. Характерным архитектурным шедевром «Золотого века» является Колонна императора Траяна с его статуей наверху. Исследователи насчитали 2,5 тысячи фигур на барельефе, опоясывающем колонну 23 раза и рассказывающем об имперских войнах с племенами даков.
Уже при Августе в I веке новой эры появляются яркие женские и детские портреты с подчеркнутыми индивидуальными чертами при сохранении эллинистических канонов красоты.
В домах римлян, в специальных нишах, размещались бронзовые или серебряные парные статуи, самые распространенные из них — изображения духов-хранителей семейного очага пенатов в виде молодого человека с длинными волосами в тунике и сандалиях.
Отдельное направление скульптурного искусства «Золотого века» — погребальные памятники: саркофаги с многозначными рельефами на исторические и мифологические темы, изображения умершего с женой и детьми.
Скульптуры «Золотого века», какого бы предназначения они ни были, отличаются высоким уровнем мастерства и особой одухотворенностью.
Уже при первых цезарях в Риме вошла в моду традиция водружать статуи императоров в общественных местах. Чаще всего неизвестные нам скульпторы создавали парадные портреты правителей, а также прославленных полководцев, например, Германика. Императоры обожествлялись, изображались в образе Юпитера, Геркулеса или Марса. В оригинальности и масштабах всех превзошел Нерон, заказавший собственную статую размером больше, чем Колосс Родосский.
Статуи, воплощающие величие императоров, в каком бы виде они не были изображены (в мантии или тоге, с оружием или в одежде священника), отличаются массивностью и впечатляют живостью и оригинальностью одновременно.
Один из шедевров античного скульптурного искусства — статуя императора Августа, найденная в Прима-Порто, на даче его супруги Ливии в XIX веке. Мастер, подчеркнув портретное сходство, представил любимого многими правителя в величественной позе с поднятой в приветствии рукой, в традиционной тоге и с непокрытой головой. Панцирь украшен рельефом, символизирующим победу римлян над всем миром. Статуя является символом мощи и могущества Рима в период расцвета.
Бронзовые и мраморные статуи императорам устанавливались не только на площадях Рима и отправлялись в провинции, но и водружались на территории роскошных мавзолеев с богатыми гробницами. Из «Географии» Страбона известно, например, что не дошедший до нашего времени мавзолей Августа на Марсовом поле включал бронзовую статую императора.
Глиптотеки (коллекции бюстов) римских скульптур существуют во многих музеях мира. Бюсты так реально передавали черты человека, что могут являться полноценными историческими источниками, гармонично дополняя исторические документы и археологические находки. Индивидуальность черт изображенного, видимо, берет основу в посмертных масках, распространенных среди патрициев и служивших моделями при изготовлении бюстов. Со времен правления Траяна бюсты увеличиваются в размерах и включают в себя не только голову и плечи, но руки и весь торс.
Траян, могущественный, справедливый и, как бы сказали в наше время, толерантный император (по крайней мере, таким его описывают историки) не только расширил границы Римской империи в начале II века новой эры, но прославился как правитель, много сделавший для культурного развития государства. В годы, когда он находился у власти, в Риме вошла в моду поговорка с приятным пожеланием быть «лучше, чем Траян».
Скульпторы, отвечая требованиям императора, создавали строгие портреты, далекие от греческих канонов, не очень выразительные и «холодные», без выражения эмоций. Женские скульптурные портреты этой эпохи отличаются сложными прическами с валиками и уложенными косичками. По бюстам знатных дам и императриц легко прослеживаются изменения в моде на прически.
Приемник Траяна, его племянник и ученик Адриан не подвел своего наставника: он был прекрасно образован, проявил себя в качестве грамотного и смелого полководца, дальновидного политика. Адриан ценил греческое искусство и старался развивать культуру Рима. При Адриане входят в моду скульптуры из полированного мрамора, черты лиц и фигур смягчаются, появляется прием направленного взгляда, выполняемый с помощью красок.
Судя по историческим источникам (Страбон, например, описывает квадригу Адриана на его мавзолее), конные статуи были популярны в императорском Риме, но, кроме одной, были разрушены во времена раннего христианства, когда шла борьба с языческими произведениями искусства.
Единственная конная статуя принадлежит императору Марку Аврелию Антонину, правящему Римским государством во второй половине II века новой эры. В историю Марк Аврелий вошел как «последний из пяти хороших императоров». Граждане Рима, относящиеся к своему храброму и мудрому правителю-философу с большим уважением, поставили ему величественную конную статую из позолоченной бронзы.
Первоначально конная скульптура высотой в 3,5 метра была установлена в центре Рима рядом с Римским форумом, после краха империи статуя долго находилась в забвении, и только в XII веке стала украшением Латеранской площади перед дворцом римских пап. Статуя не была разрушена по единственной причине: посчитали, что она изображает не императора-язычника, а Константина Багрянородного, почитаемого христианской церковью как святого.
С XVI века бронзовый Марк Аврелий на коне после тщательной реставрации Микеланджело на протяжении трех с лишним веков украшал Капитолийскую площадь, то есть вернулся на свое первоначальное место. Недавно для статуи соорудили специальную галерею в расположенном там же Музее Консерваторов, а на площадь поместили прекрасно выполненную копию.
Неизвестный скульптор подчеркнул в императоре его сильный характер и вместе с тем придал ему философский вид. По римской традиции Марк Аврелий изображен в простой тунике с накинутым солдатским плащом. Скорее всего, статуя символизирует самый славный момент истории Рима — традиционное триумфальное шествие императора-победителя варваров. Интересно, что многие конные статуи Нового Времени создавались под влиянием именно этой древнеримской скульптуры, где конь изваян без седла и стремян.
В первой половине III века в Риме, несмотря на начавшийся упадок государства, процветало искусство скульптурного портрета. В изображениях, лишенных античного творческого духа, продолжает подчеркиваться индивидуальность и могущество императоров.
В эпоху «солдатских императоров» скульптурное искусство заметно упрощается, в портретах отсутствует и индивидуальность, и обожествление. Так, портрет Марка Юлия Филиппа, правящего в 240-х годах и носящего за удачные походы титулы «Германский Величайший» и «Парфянский Величайший», отличается скорее грубостью, чем гармонией.
Изменяется и техника выполнения барельефов. Скульптурный декор арки императора Севера (III век) представляет нам уплощенные фигуры с бедной пластикой. При строительстве Триумфальной арки Константина Великого в IV веке мастера забрали рельефы с арки Траяна и еще нескольких памятников эпохи расцвета Рима. Видимо, не надеялись на собственные силы и таланты, временно «похороненные» при Константине.
История римской скульптуры — яркий эпизод общей летописи огромного могущественного государства, подчинившего себе сотни племен на колоссальной территории. Классической формой можно с уверенностью назвать статуи императоров, ставшие символом процветания Рима.