Скульптура Трон для человечества

Трон 1Трон 2Трон 3Трон 4Трон 5Трон 6Трон 7Трон 8Трон 9Трон 10Трон 11Трон 12Трон 13Трон 14Трон 15Трон 16Трон 17Трон 18Трон 19Трон 20Трон 21Трон 22Трон 23Трон 24Трон 25Трон 26

Характеристики памятника Трон для человечества:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 256 см. ширина 72 см. глубина 61 см.

Современная скульптура «Трон Человечества» — один из пяти предметов скульптурной серии, созданной автором. В серию также входят: «Тотемный столб всех религий», «Обелиск свободы», «Саркофаг Человечества», «Современная икона». Эта философская серия скульптур создавалась автором как осмысление данного момента, к которому подошло человечество. В данной работе на основе сакральных предметов, используемых всеми народами планеты, мы видим их трансформацию, которую скульптор пропустил сквозь свое осознание действительности. В основе каждого предмета заложены постулаты, которыми элиты обществ управляют народами. В «Троне Человечества» скульптор изобразил ту пирамиду ценностей, на основе которой выстроено современное общество потребления. Это констатация принципов, которыми мы окружены в повседневной жизни. Как в культуре и искусстве на смену индивидуальности созидателей пришли группы эпатажных художников и кураторов, а места композиторов и поэтов заняли исполнители, которые становятся «культурной элитой», так и в массовое сознание внедрилось и окрепло понимание брендов, а не индивидуальностей. Эта скульптура является панегириком обществу потребления, время которого, несомненно, пройдет — это твердое убеждение автора.

Трон является как парковой скульптурой, так и предметом интерьера. Он универсален в своем применении.


Трон человечества

Кто на троне сидит, тот и король.

Красивое кресло, без которого король не король, — это и есть трон. Каких только тронов не было в истории человечества: мраморные и костяные, деревянные и золотые, резные и украшенные скульптурами — все они хранили тайны своих хозяев ничуть не хуже верных подданных.

Трон в его современном понимании как роскошное кресло появился на Востоке и являлся символом абсолютной власти. В то же время, трон как место пребывания приравненного к божеству правителя считался мистическим центром мира между небесами и землей.

Трон в мировой мифологии

Греки, у которых, согласно поговорке, «все есть», придумали такое понятие как трон. Конечно, никаких монархов у греков во времена демократии не было, и трон считался принадлежностью богов. Гомер писал, что «на тронах сидят боги и благородные». Богиня Гера получила свой «златотронный» престол в подарок от Зевса. Из трех вершин легендарной горы Олимп одна высотой около трех тысяч метров над уровнем моря носит название «Трон Зевса».

В греческих храмах ставились пустые троны как место для невидимого, но существующего божества. Прославленный скульптор V века до новой эры Фидий изваял два трона:

— Аполлона в Амиклах;

— Зевса в Олимпии (с фигурами танцующих богинь Победы и кентавров).

В каждом греческом святилище устанавливались статуи божества, часто скульптурная композиция включала в себя роскошный трон.

Легендарный трон Миноса в Кноссе, согласно греческим мифам, стоял в Тронном зале дворца. Археологические исследования на острове Крит, где и располагался Кносс, позволили сделать удивительное открытие — обнаружить остатки существования крито-минойской цивилизации. Четырехуровневый Кносский дворец с подземным лабиринтом поразил воображение людей начала XX века и своими размерами, и сложностью архитектуры. Трон царя Миноса, также найденный и исследованный учеными, был высечен из камня и украшен рельефными украшениями в морском стиле.

Образец женственности и символ материнства, богиня Исида, особо почиталась в Древнем Египте как мать бога Гора и фараонов. Имя Исида переводится как «трон», а сама богиня изображается с ним в виде головного убора. Позднее вместо знака трона на голове Исиды помещали солнечный диск и рога коровы. На многих рисунках Исида стоит, держась за трон своего супруга Осириса.

На одном из глиняных сосудов, вылепленных гончаром майя, изображен бог, возлежащий на троне в форме фигуры ягуара. Из мифов кавказских народов известно, что троны некоторых грозных правителей сооружались из костей поверженных врагов.

Племена ашанти, живущие на территории Западной Африки и особо почитающие бога неба Ньяме, берегут одну из своих святынь — золотой трон короля Нана Брефора Беатенга. Легенда рассказывает, что в годы правления любимого всеми короля, сумевшего объединить разрозненные племена в один союз, с небес спустился золотой стул как символ признания богами неограниченной власти Нана. Сегодня золотой трон-стул хранится в резиденции вождя племени ашанти, а его копия — в Центре национальной культуры города Кумаси в Гане.

Царский трон в России

До XVII века в России не употребляли слово «трон»; царское кресло именовалось престолом. Причем у каждого русского царя было несколько престолов — для особо парадных случаев, для приема монарших гостей, для венчания на царство. В дни народных праздников для царских особ устанавливались переносные престолы. Позже в каждом дворце были сооружены роскошные троны, большинство из них выставлены в Оружейной Палате в Москве.

Великолепный деревянный трон принадлежал Ивану Грозному. Выполненный в XV веке искусными греческими мастерами, престол сохранился до нашего времени. На деревянную основу накладывались пластины из моржовой и слоновой кости с вырезанными сюжетами на мифологические темы. Когда трон утратил былую красоту, его отреставрировали умельцы из села Холмогоры.

Борису Годунову, который правил в начале XVII века, чудесный золотой трон с драгоценными каменьями преподнес в дар персидский шах Аббас I. Его современник Лжедмитрий I, хотя и не добился законного престола, заказал себе богато декорированный трон с бархатным балдахином и золотым двуглавым орлом. Трон самозванца украшали два серебряных грифона, охраняющие престол с обеих сторон.

Для первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, трон изготовили русские мастера, а точнее, перестроили из одного из роскошных восточных тронов Ивана Грозного. Так традиции правления Рюриковичей посредством трона формально перешли к Романовым.

Следующему Романову, Алексею Михайловичу, трон изготовили необычный — из сандалового дерева. В 1660 году престол, богато украшенный алмазом, жемчугом, серебряными и золотыми ажурными накладками, был подарен русскому царю армянскими купцами, просившими монарха о разрешении беспошлинной торговли с Россией.

В 1670-х годах умелец из Оружейной палаты Петр Высоцкий сконструировал рычащих и мотающих головами медных, обтянутых кожей, львов и поместил их на Царском месте рядом с троном.

Двум царствующим братьям, Ивану V и Петру I, принадлежал в своем роде уникальный трон с двойным сиденьем. Серебряный престол имел в задней части нишу, в которой прятались наставники молодых правителей, чтобы помочь им справиться с приемом гостей и подсказать, как вести себя и что говорить во время собраний с боярами.

Для Елизаветы Петровны, дочери Петра I, было изготовлено тронное кресло в модном в те времена стиле рококо, с растительным орнаментом, изображениями львов и единорогов. На покрытой красным бархатом спинке выгравирован герб России — двуглавый орел.

В XIX веке каждый император России обладал собственным троном, как правило, с красной обивкой и изображением орла — символа страны.

Роскошные троны восточных правителей

Восток всегда удивлял непомерной роскошью и богатством.

Мраморный трон, выставленный в зеркальном зале Дворца роз в Тегеране, — настоящая культурная достопримечательность. В былые времена, когда Персией правили всемогущие ханы, для них из глыбы мрамора было вырезано более пятидесяти фигур: мифологические герои, волшебные предметы. Все они предназначались для поддерживания огромного сидения и двух резных ступеней.

Трон Соломона был выполнен из слоновой кости и покрыт золотом. На просторных ступенях трона друг напротив друга разместились двенадцать скульптур львов и двенадцать орлов, отлитых из чистого золота. Если верить древним текстам, у великого царя было несколько престолов, в том числе судейский, сидя на котором он вершил судьбы людей.

В Запретном Городе — так в Китае называют гигантский дворцовый комплекс в Пекине —

в нескольких помещениях выставлены старинные императорские троны. Залы носят типично восточные названия: Зал Верховной гармонии, Зал полной гармонии и Зал сохранения гармонии. К каждому из украшенных золотом и драгоценными камнями тронов ведут ступени, декорированные символическими статуями животных и красивыми изящными вазами.

Троны египетских фараонов традиционно представляли собой куб — древнюю форму Земли. Поверх сиденья накладывали пластины из драгоценных металлов с росписями. Золотой трон Тутанхамона поражает не только количеством использованного золота, но и великолепной работой древнеегипетских мастеров: подлокотники в форме львиных голов, инкрустация драгоценными камнями на мифологические сюжеты спинки трона.

В противоположном конце планеты в загадочной Индии почти четыреста лет назад был изготовлен так называемый Павлиний трон, предназначавшийся для падишаха Великих моголов. Европейские путешественники восхищались невероятно богатым и величественным сооружением, по серебряным ступеням которого во время церемоний поднимались придворные. Название трон получил по двум золотым с рубиновыми, изумрудными, жемчужными и бриллиантовыми вставками павлиньим хвостам, украшавшим спинку. Русский посланник в Индии так описал великолепие парадного кресла шаха: «Павлиний трон весил около двух тонн чистого золота. Только одних оправленных в золото рубинов, изумрудов и бриллиантов (и среди них знаменитый Кох-и-Нур) вывезли на двадцати верблюдах более пяти тонн». В наше время остатки трона выставлены в историческом музее Тегерана.

Самые известные троны в мировой истории

Карл Великий известен основанием европейских государств. В конце VIII века для всемогущего короля был сделан каменный трон, служивший позднее для коронаций правителей Священной Римской империи. Под сиденьем трона вырезан проход, чтобы подданные, выражая почтение королю, проползали под его престолом.

В конце XIII века для английского короля Эдуарда Длинноногого мастера выполнили трон из дуба. Престол жив и сегодня — он хранится в Вестминстерском аббатстве. Невзрачный на вид, трон хранит секрет: в ящике под сиденьем спрятана от любопытных глаз святыня Шотландии — Скунский камень, военный трофей весом 152 кг. Трон постоянно путешествует из Англии в Шотландию как обязательный участник всевозможных королевских церемоний.

Римские императоры восседали не на тронах, а на курульных креслах, которые, как и многое другое, были заимствованы у греков. Кресло представляло собой складной стул из ценных пород дерева на скрещенных ножках. Изначально на курульных стульях могли сидеть жрецы, цензоры, консулы и преторы; позднее — только императоры. Юлий Цезарь, став единовластным правителем, заказал себе курульное кресло с красным сиденьем и позолотой. Через века уже не римские, а, сменившие их, византийские императоры пользовались сложными сооружениями, называемыми «автоматон».

Знаменитый трон византийских императоров удивлял всех, кто имел возможность его увидеть, не роскошью, а способностью увеличиваться в размерах. В начале аудиенции правитель Византии восседал на невысоком кресле, а к ее завершению сильно возвышался над собеседниками, как бы паря под расписными сводами дворца. Тайна раскрывалась просто: под троном располагалось хитроумное подъемное устройство. Трон имел еще одну особенность — расположенные по его сторонам золотые львы начинали рычать, когда кто-то приближался к престолу. Техника в Византийской империи была явно на высоте.

Троны в искусстве

Финикийский каменный барельеф XII века до новой эры донес до нас изображение царя Ахирама, правящего легендарным Библом, восседая на троне в форме сфинкса с ножками в виде бараньих копытец. На другом барельефе из Финикии того же времени вырезан портрет царя Иегомелека, беседующего с сидящей на троне богиней Исидой. Простой куб без ножек и невысокая спинка делают его похожим по форме на сундук или ковчег, откуда трон и получил свое название — ковчежный.

Миниатюра из Лицевого летописного свода повествует о венчании великого князя Ивана Васильевича всея Руси на царство: «И поставили посреди церкви место великому князю, и на нем два стула, украшенных золотыми шелковыми тканями и с сажеными подушками, а в его подножии постелили бархаты и камни». Видимо, в XVI веке трон только еще начинает входить в обиход великих князей и может выглядеть в виде парадных сидений, покрытых богатыми тканями.

Гравюра мастера Гарбера «Соломон и царица Савская» донесла до нас не только интересные образы библейских персонажей, созданных художником, но и трон царя в форме храмового портика. Придерживаясь традиционного описания соломонова трона, Гарбер, работающий в стиле классицизма, добавил фантазийных ноток, например, нарисовав спинку в виде закругленной раковины.

На картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в государевой комнате» художник XIX века Андрей Рябушкин изобразил русского монарха сидящим на золотом троне со вставками из самоцветов. Действие происходит в Теремном дворце Московского Кремля, одежда бояр и обстановка помещения так реально приближены к реальности, что могут служить историческим источником.

Трон в мировой геральдике

В российской геральдике изображение трона присутствует на гербах двух старинных городов:

— Великого Новгорода (золотое кресло с высокой спинкой);

— Твери (красное сиденье без спинки с лежащей на нем царской короной).

Герб Великого Новгорода напоминает, что когда-то этот город был первой столицей основанного Рюриком русского государства. Тверской герб «говорит» о том, что на протяжении двух столетий, XV и XVI, Тверь боролась с Москвой за звание главного княжества Руси.

Среди многих гербов Александра Македонского, великого грека-завоевателя, с рисунком трона известен один, изображенный на фреске в соборе Кастелло делла Манта. Роспись относится к XV веку: на красном поле на троне восседает золотой лев с алебардой.

За многие века своего существования наше общество накопило огромное множество символов и знаков, святынь и реликвий, и одна из них — Трон человечества, означающий вечное стремление людей к власти.


Источники:

  1. Забелин Иван. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005.
  2. Живая история Востока. М., 1998.
  3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. 1. СПб. 1880.
  4. Кун. Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1953.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора