Натюрморты по Омар Хайяму 1

untitled-11untitled-12untitled-13

Рельефы — натюрморты по Омар Хайяму 1

Характеристики:

  • Материал: композит
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 63 см. ширина 63 см.

Статус: На заказ

от 250 000 ₽


Омар Хайям — один из любимых авторов современного скульптора Ивана Коржева. Это не скульптура на заказ. Эти рельефы — осмысление философии великого поэта и философа с точки зрения сегодняшнего времени.


Омар Хайам о вине — персидские традиции виноделия

«А жадность — вот демон, что нас убивает,
Вино любит меру, но кто меру знает».

Дмитрий Ксурь


Омар Хайям — известный персидско-таджикский поэт, ученый и философ, его прекрасные, наполненные смыслом рубаи популярны до сих пор. Хайям писал не только на общепринятые темы: о любовных чувствах, о друзьях и религии, — один из циклов стихов поэт посвятил вину, его воздействию на человека.


«Пить вино хорошо, если в сердце весна,
Если гурия рядом, нежна и страстна.
В этом призрачном мире, где тлен и руины,
Для забвенья заветная чаша дана».


Откуда такое внимание именно к запрещенному исламом напитку? Традиции виноградарства в Персии окутаны преданиями и легендами и уходят своими корнями в глубокое прошлое. Вино на Востоке сравнивали с целебными снадобьями, много говорили о его пользе. Восхваление вина стало частью арабской классической поэзии раннего Средневековья.

Легенда о зарождении виноградарства в Персии

Много лет назад, в незапамятные времена, правил персидскими землями султан Джамшид, большой любитель отдыхать на лоне природы. И вот однажды, наслаждаясь прекрасным летним днем и наблюдая за окружающими красотами, он внезапно увидел, что огромная змея поймала красивую птицу.


Царь повелел своей вооруженной луками охране убить змею, и те выполнили приказ. Освобожденная птица взмыла в небо, а в благодарность своим спасителям сбросила на землю несколько зернышек.


Следующей весной из зернышек выросли необычные деревья с длинными толстыми ветками и темно-синими гроздьями ягод. При дворе Джамшида стало модным готовить из этих чудесных ягод сок. Однажды слуги не углядели, и сок слегка прокис. Кувшин спрятали от царя, чтобы он не прогневался, в глубокий подвал, а через несколько месяцев одна из многочисленных жен правителя решила отравиться и вспомнила о пропавшем напитке.


Выпив достаточное количество жидкости из кувшина, женщина вместо смерти обрела радость и удовольствие, и решила угостить султана. Джамшид был приятно удивлен и приказал каждый год говоить из синих ягод сок, который вскоре стали называть вином.

Традиции распития вина в Персии

Так в Персии родилась традиция выращивать виноград, а позднее — отмечать праздник Науруз с обязательными винопитиями. Красивая легенда подтверждается археологами, среди находок которых есть и зерна винограда в закупоренных глиняных сосудах. Исследователи утверждают, что вино начали производить на Ближнем Востоке около 7 тысяч лет назад, вслед за Кавказом и Малой Азией. Подтверждение этой версии археологи нашли в одной из обнаруженных на территории Ирана древней глиняной бутылке. На дне сохранились остатки вина, датированные 5 тысячелетием до новой эры.


В эпоху Древнего Иранского царства все праздники и ритуалы сопровождались распитием вина, греческие историки подробно писали о пьянстве персидских правителей. На гробнице знаменитого полководца Дария начертали слова: «мог выпить много этот царь, не захмелев ни разу». Геродот писал: «Персы предпочитают принимать серьезные решения во хмелю». Для греков, разбавляющих вино, чтобы не опьянеть, это было удивительным фактом.


Вино сопровождало древних персов в будни и праздники, являлось распространенным напитком для царей и жрецов, играло важную роль в ритуалах и обрядах зороастрийской общины. При дворах служили специальные сказители, читающие в часы пиров для правителей древнейшие предания. В одном из таких сказаний Сасанидской эпохи говорится: «Тому, кто почувствовал возраста гнет, вино многолетнее радость вернет».


Позднее, в связи с распространением на Ближнем Востоке ислама, в жизни местных народов появилось немало ограничений, связанных с употреблением вина, но, как свидетельствуют рубаи Омара Хайяма, в Средние века испробовать пьянящего напитка можно было в любом питейном заведении.


«Хмельная чаша нам хоть и запрещена,
Не обходись и дня без песни и вина;
На землю выливай из полной чаши каплю,
А после этого всю осушай до дна».


Зачем следует выливать вино на землю? — спросит читатель. Омар Хайям пишет о древней традиции благодарить землю за плодородие, за то, что она дарит людям пищу, без которой жизнь невозможна. Великий восточный поэт и мыслитель создал настолько сильный образ вина в своих рубаи, что многие люди посмотрели новым взглядом и на традиционные персидские стихи, и на роль вина в жизни народов Востока.


«In vino veritas» — утверждали римляне, а арабы продолжали их мысль, говоря: «вино служит проводником в тайные миры подсознания».


Источники:

  1. Сапгир Г. Стихи для перстня. М., 1981.
  2. Омар Хайям. Рубаи. М., 2008.
  3. Ксурь Д. Бейты по мотивам рубаи Омара Хайама.

Узнайте стоимость изготовления или получите консультацию. Отправьте заявку или позвоните нам. Время работы с 10:00 до 21:00. Без выходных.
+7 (495) 730-89-65
Оформить заявку

Другие работы Автора