Дервиш

mg_0137-25-25mg_0144-26-26mg_0148-28-28mg_0152-30-30mg_0155-32-32mg_0158-33-33mg_0159-34-34mg_0162-36-36mg_0163-37-37mg_0165-38-38mg_0532-2mg_0533-3mg_0534-4mg_0535-5mg_0536-6mg_0537-7mg_0538-8mg_0539-9mg_0542-12mg_0546-1512345

Скульптура Дервиш

Характеристики:

  • Материал: литьевой камень
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 250 см. ширина 281 см. глубина 283 см.

Статус: На заказ

от 1 900 000 ₽


Историческая справка

Ближний Восток в Средние Века переживал эпоху огромных перемен: одна могущественная империя сменяла другую. Христианство, зоастрисзм, иудаизм и ислам плавились в одном космополитичном горне. Как и европейское, ближневосточное средневековье стало периодом развития философских учений, в том числе и мистических. Тогда-то на дорогах и в городах Малой Азии появились странствующие дервиши, которые в стихах и странных на первый взгляд танцах пытались донести до простых людей религиозную мысль.

Слово дервиш происходит от персидских слов — дар (дверь) и дарвазе (ворота) и означает «нищий», «стучащий в дверь». Каким было начало братства вращающихся дервишей? Здесь стоит сказать о Руми Мевлана и Шамсе, так как именно они создали вращающийся танец как форму молитвы, соединяющую человека и Бога.

Мевлана Руми

Руми был поэтом, мистиком, учителем и богословом. Его полное имя Джалал ад-Дин Мухаммад Руми Мевлана. Прозвище Мевлана арабского происхождения и означает «мой великий мастер», «мой мастер».

Мевлана Джалал ад-Дин Руми родился 30 сентября 1207 года в городе Балч на севере Афганистана. Он приехал в Анатолию со своим отцом, который бежал из армии Чингисхана. Молодой Мевлана учился у своего отца, а после его смерти занял место преподавателя в школе Корана. Благодаря мистику Бурхамуддину Мухаккику он увлекся суфизмом.

Он жил мирной жизнью … до случайной встречи 15 ноября 1244 года со странствующим дервишем по имени Шамс из Тебриза (Иран). Шамс и Руми провели 40 дней в изоляции, прекратив все контакты с семьей и учениками. Под влиянием странствующего дервиша Руми начал создавать поэзию, которая считается уникальным образцом средневековой литературы.

Когда Шамс умер, Руми стал медитировать и молиться Богу необычным образом. Тогда и возник танец, в котором с помощью молитвы, музыки и танца можно соединиться с Богом.

После смерти Мевлана Руми его сын Баха аль-Дин Мухаммад-и-Валад (султан Валад) создал братство вращающихся дервишей, также известных как мавлевиты. За многие годы своего существования братство оказало большое влияние на все турецкое государство; при Османской империи многие султаны были его членами.

Орден вращающихся дервишей

Правила братства включают в себя элементы мировых религий, а его главной мыслью является любовь к Богу и вера в то, что человек — это любящее существо, которое может постоянно совершенствовать собственное эго. Орден во многом способствовал распространению беспредельной терпимости, принятию других людей независимо от их религии, происхождения или социального положения. Дервиши в своем учении поставили любовь и доброту на первое место.

Одеяние дервиша состояло из белой широкой юбки, белой кофты, жилета и высокой шапки из верблюжей шерсти. В холодное время они надевали длинный плащ. По мнению основателя ордена, одеяние дервишей мог носить только человек с чистой душой.

Суфизм как философская основа ордена

Суфизм является одним из многочисленных течений в исламе и в свою очередь делится на несколько разновидностей. Отличительные черты суфизма — мистицизм, погружение в религиозный экстаз, веротерпимость и нестяжательство. В суфизме отношения между человеком и Богом — это отношения любви: человек любит ('asheq), возлюбленный Бог (ma'shuq), а между ними — любовь ('eshq).

Интересен тот факт, что суфизм также проник и в учения христиан. Даже слово суфизм, что означает шерсть, относится к одеждам христиан, которые, подобно Иоанну Крестителю, носили одеяния из верблюжей шерсти.

Танец дервишей

Главным ритуалом ордена дервишей считается вращающийся танец — сема, сопровождаемый музыкой, а иногда и молитвенными песнопениями. Слово «сема» в переводе с арабского означает «слушай», «чувствуй». Танец предворяется торжественной молитвой, прославляющей 6 пророков — от Адама до Мухаммеда.

Вот, как создатель Мевлана писал о танце дервишей: «Вы должны двигаться вперед, хотя место, куда мы идем, не существует. Вселенная вращается неуклонно и постоянно, подобно Земле и Луне, и все это приводит в движение скрытое внутри нас, людей. Мы дервиши; зная, мы будем танцевать против ненависти и отчаяния, даже если никто не понимает этого. Мы будем танцевать в разгар перемен и в суматохе войны. Мы будем танцевать с болью и радостью, в одиночку и с другими, как ленивый ручей и стремительная река».

Считается, что сема символизирует постоянное движение планет. Это форма молитвы Богу. Танец помогает соединиться с Богом. Для дервишей каждая деталь семы имеет символическое значение. Примером может служить мукабала — поклон, который каждый дервиш делает другим участникам до и после церемонии. Этот поклон символизирует уважение и почтение, которые мавлеви должен проявлять к другим людям. Поклон делается со скрещенными на груди руками, что толкуется как любовь к ближнему, желание его обнять и защитить. То, как дервиши держат руки и ладони во время семы, имеет необычное объяснение. Открытая ладонь поднятой правой руки направлена в небо и словно указывает на местонахождение Бога. Левая рука, опущенная вниз, — показывает место, где находится человек. Поэтому дервиша можно рассматривать как «эстафету благодати» свыше, которую он несет на землю.

Музыка, сопровождающая сему, также имеет символическое понимание. Мавлеви сравнивает скорбный звук тростниковой флейты (ключевого инструмента в этой музыке) с плачем одинокой и потерянной человеческой души, жаждущей Бога.

Дервиш в литературе и в жизни

После завоевательных походов на Восток (войны с Персией и Османской имеперией) странствующие дервиши стали известны и в России. О них упоминает А.С. Пушкин в своем «Путешествии в Эрзурум». М.Ю. Лермонтов в поэме «Демон» противопоставляет злым силам Ашик-Кериба (от арабского asheq — любящий) — героя, являющегося собирательным образом всех дервишей. Несколько иной образ дервиша представлен в романе «Батый» современного писателя Василия Яна, рассказывающего о нашествии монголов на Малую Азию, когда странствующие монахи требовали от монгольского войска взять их на содержание. Дервиш — любимый образ в творчестве современного поэта Тимура Зульфикарова (одно из его известных стихотворений — «Дервиш и старость»).

В начале прошлого века, ознаменованного возникновением Турецкой республики, значение ордена дервишей пошло на спад. Однако его влияние сохранилось в других ближневосточных странах — Иране, Ираке, Сирии. Сегодня с возрождением религиозности, с кризисом материалистических воззрений, растет интерес (особенно среди молодежи) к суфизму как к религионому течению и ордену дервишей. Это своего рода подсознательный протест против религиозной и расовой нетерпимости, религиозного радикализма. Идеал, к которому стремится дервиш, заключается в словах основоположника Мевланы, звучащих в переводе следующим образом: «Жизнь без любви не имеет значения. Разделение ведет к еще большему разделению. Любовь — это вода жизни».

От автора

Дервиш — в исламе аскет, мистик, приверженец суфизма. Отличительная особенность дервишей — практика ритуального танца с целью достижения единства с Богом. Этот танец является одной из форм Сема: физически активной медитации. Вращаясь вокруг своей оси в белых юбках с поднятой к небу правой рукой и обращенной к земле левой, дервиши входят в подобное трансу состояние религиозного экстаза и являются проводниками божественной энергии.


Источники:

  1. «Исламская энциклопедия»: Том 2, изд-во «Брил» совместно с Институтом исследований исмаилизма, Лондон, 2009
  2. Serdar Üstündağ, «Derviş», Стамбул, 2015
  3. А.Лактионов, «Ислам», из-во Мидгард, 2005